А что такое бхакти? Спор, как я понимаю, ведется без предварительной договоренности об определениях. Одни говорят „гњāнам“ и имеют в виду одно, другие говорят „гњāнам“ и имеют в виду совершенно другое. Такой спор может продолжаться на протяжении уготованной человеку жизни, причем безо всякого прока.
Если процесс бхакти-йоги пораждает гњāнам и ваирāгйам, значит, те для чего-то нужны? Значит есть гњāнам как слагающее бхакти-йоги, а не как пратикӯлам? Что приобретает совершающий такое бхактйаӈго как щраван̣ам? Что он памятует в смаран̣ам? Это не гњāние? Это агњāние? Бхакта, свободный от гњāния, цитирует щāстро (гњāние) в подтверждение своих слов. Что-то не так? У него температура?
В одном из процитированных стихов сказано: „бхакти-йогах̤ прайоджитах̤“. В другом говорится: „йат кармабхих̤ … гњāна-ваирāгйатащ ча … йогена дāна-дхармен̣а“. Почему поборник „чистой бхакти“ не использует здесь тот же казуистический прием, что он применил по отношению к гњāнию, и не начнет поносить „йогу“ тоже? Даешь еще больше абсурда! Нужна бхакти, а йога не нужен. В сложносоставном слове „бхакти-йогах̤“ вторая часть указывает на то, от чего надо отказаться, на то она и вторая, а первая на то, что единственное необходимо, на то она и первая. (Сарказм, если кто-то не понял).
Итак, для атибхакт, опасающихся, что толика гњāния о Бхагавāне затмит славу Его святого имени. Пугающихся того, что механический процесс бубнения и голошения нāмāпарāдхи (по их собственному признанию) с помощью гњāния о значении нāмы станет - о ужас! - немного осмысленным.
Путь йоги (истинный), который называют необходимостью для человека Гӣтā, Бхāгаватам, Махāбхāратам, а не суррогат вроде пāтањджали или хат̣хи, - всегда включает в себя бхакти, гњāнам и ваирāгйам. Более того, страшное дело, он включает в себя и кармие, потому что никто, никто не может продержаться даже долю секунды, не совершая кармия -на хи кашчит кшан̣ам апи джāту тишт̣хатй акармакрьт. Может быть карма без бхакти и гњāния - это сколько угодно. Может быть гњание без бхакти - и не у мāйāвāдинов, у тех вообще агњāние, лжезнание, а вот многие асуры имели вполне четкое представление о Вāсудэве. Может быть ваирāгйам без бхакти - добро пожаловать на Кумбха-мелу. Может быть йога без гњāния и без бхакти, с ложными представлениями о целях йоги, о себе и о Йогещваре. Но йоги как средства (*упāйа*) достижения парам̇ гати, мукти, сварӯпена вйавастхити, без слагающих бхакти, гњāния, ваирāгья и кармы не существует.
Если заглянуть в начало того же 20-го адхйāйа 11-го скандха Бхāгаватам (хотя атибхакта, скорее всего, цитирует из методички), мы узнаем, что, в зависимости от главенства того или иного слагающего йоги, путь йоги, приводящий к щрейасу, может быть трех видов:
Из прамāн̣н̣ых слов Вйāсы, приведенных Мадхвой в тāтпарье (надеюсь, Чаитанйа Сāрасват Мат̣х еще не открестился от своей гуру-парампары?), мы узнаем, что гњāна-йогу совершают Санакāди сāӈкхйи (т.е. гњāнины), бхакти-йогу - дэвы (не потому, что у Санакāди больше знания, чем у дэвов, а потому, что дэвы превосходят их в бхакти), для мāнушйев же - карма-йога. Именно поэтому Арджуне, выступающему представителем всех достойных мāнушйев, несмотря на свое внутреннее дэватво, было сказано сражаться - т.е. совершать сва-карма, но в сознании Вāсудэвы (гњāнам), не стремясь к плодам кармы (ваирāгйам) и делая свое правое дело как подношение Бхагавату ради Его удовлетворения (бхакти).
Если процесс бхакти-йоги пораждает гњāнам и ваирāгйам, значит, те для чего-то нужны? Значит есть гњāнам как слагающее бхакти-йоги, а не как пратикӯлам? Что приобретает совершающий такое бхактйаӈго как щраван̣ам? Что он памятует в смаран̣ам? Это не гњāние? Это агњāние? Бхакта, свободный от гњāния, цитирует щāстро (гњāние) в подтверждение своих слов. Что-то не так? У него температура?
В одном из процитированных стихов сказано: „бхакти-йогах̤ прайоджитах̤“. В другом говорится: „йат кармабхих̤ … гњāна-ваирāгйатащ ча … йогена дāна-дхармен̣а“. Почему поборник „чистой бхакти“ не использует здесь тот же казуистический прием, что он применил по отношению к гњāнию, и не начнет поносить „йогу“ тоже? Даешь еще больше абсурда! Нужна бхакти, а йога не нужен. В сложносоставном слове „бхакти-йогах̤“ вторая часть указывает на то, от чего надо отказаться, на то она и вторая, а первая на то, что единственное необходимо, на то она и первая. (Сарказм, если кто-то не понял).
Итак, для атибхакт, опасающихся, что толика гњāния о Бхагавāне затмит славу Его святого имени. Пугающихся того, что механический процесс бубнения и голошения нāмāпарāдхи (по их собственному признанию) с помощью гњāния о значении нāмы станет - о ужас! - немного осмысленным.
Путь йоги (истинный), который называют необходимостью для человека Гӣтā, Бхāгаватам, Махāбхāратам, а не суррогат вроде пāтањджали или хат̣хи, - всегда включает в себя бхакти, гњāнам и ваирāгйам. Более того, страшное дело, он включает в себя и кармие, потому что никто, никто не может продержаться даже долю секунды, не совершая кармия -на хи кашчит кшан̣ам апи джāту тишт̣хатй акармакрьт. Может быть карма без бхакти и гњāния - это сколько угодно. Может быть гњание без бхакти - и не у мāйāвāдинов, у тех вообще агњāние, лжезнание, а вот многие асуры имели вполне четкое представление о Вāсудэве. Может быть ваирāгйам без бхакти - добро пожаловать на Кумбха-мелу. Может быть йога без гњāния и без бхакти, с ложными представлениями о целях йоги, о себе и о Йогещваре. Но йоги как средства (*упāйа*) достижения парам̇ гати, мукти, сварӯпена вйавастхити, без слагающих бхакти, гњāния, ваирāгья и кармы не существует.
Если заглянуть в начало того же 20-го адхйāйа 11-го скандха Бхāгаватам (хотя атибхакта, скорее всего, цитирует из методички), мы узнаем, что, в зависимости от главенства того или иного слагающего йоги, путь йоги, приводящий к щрейасу, может быть трех видов:
йогāс трайо майā проктā нрьн̣āм̇ щрейо-видхитсайā |
гњāнам̇ карма ча бхактищ ча нопāйо'нйо'сти кутрачит ||
Из прамāн̣н̣ых слов Вйāсы, приведенных Мадхвой в тāтпарье (надеюсь, Чаитанйа Сāрасват Мат̣х еще не открестился от своей гуру-парампары?), мы узнаем, что гњāна-йогу совершают Санакāди сāӈкхйи (т.е. гњāнины), бхакти-йогу - дэвы (не потому, что у Санакāди больше знания, чем у дэвов, а потому, что дэвы превосходят их в бхакти), для мāнушйев же - карма-йога. Именно поэтому Арджуне, выступающему представителем всех достойных мāнушйев, несмотря на свое внутреннее дэватво, было сказано сражаться - т.е. совершать сва-карма, но в сознании Вāсудэвы (гњāнам), не стремясь к плодам кармы (ваирāгйам) и делая свое правое дело как подношение Бхагавату ради Его удовлетворения (бхакти).
Reply
Leave a comment