Предуведомление. Здесь не будет каких-либо описаний, тем более - истории данных фортификационных сооружений. Во-первых, я не историк, во-вторых - о них столько уже написано!
Поэтому - только личные впечатления.
(Далее - много фото).
Вот, это как раз западная часть острова Котлин. имеется там садоводство, леса, пруды и болота.
А также пляжи, воинские части и форты...
Это - форт "Александр Шанц" (правая его часть до сих пор занята военными, а вот по мортирной и левофланговой пушечной батареям лазать вполне можно!
Орудийный дворик
А вот это сооружение впечатляет! Пороховой погреб и дальномерный пост (см. схему)
(Это внутри такой ужас...)
Эта дверь ведет в шахту прожектора. (Вообще, в таких местах следует быть весьма осторожным - лететь там глубоко...)
Двери и окна там были фантастические... Посмотрите на петли, на выемку в стене - под ставень, и на сохранившуюся задрайку...
Место там исключительно тихое... Далее форта частный транспорт не допускается, и следовать можно только пешком (до форта "Риф" - километра два.)
Следуем дальше - к форту "Риф".
Крепостной ров
Пляж. Вид на север.
Пришли.
Казарма, в коей музей. Музей совсем небольшой (ну, дело ясное - недавно же открылись...).
Тем не менее - молодцы! (Да, бетонная вышка - послевоенная, под РЛС "Редан-3").
(Вот это, как я понимаю, хотелки... Если получится - будет здорово!)
Очень интересная штука там была - скрывающиеся броневые башни (под небольшие орудия Норденфельда).
Вот такое чудо вижу впервые.
Интересно, что в форту очень многое сохранилось (не все разграбили после ухода военных).
Вот двери погребов 6" Канэ (их, кстати, похищали мародеры, но доблестная полиция нашла и отобрала!)
Как сказано, первоначально форт служил испытательным целям - и его сооружения регулярно обстреливались с соседних фортов и батарей.
Ну ладно, это фото снаружи - но ведь отчаянные ребята из комиссии и внутри сиживали!)
"Длинная галерея"...
Вот так она выглядит
Обратите внимание, что в правую стену вмуровано множество железячек. Я сначала даже не понял, что бы это было...
Оказалось всё просто - это крепления складных коек!
Т.е., потерна - это ещё и убежище личного состава.
Но вот спать на такой верхней койке я бы не хотел.
Подъемник снарядов и зарядов к 10" Бринка.
(Вот Сенотрусов такой подъемник на форту "Красная Горка" с великим трудом восстановил (о "Красной Горке" я как-то писал!), а здесь их, ну, около десятка! И в рабочем состоянии...)
Снарядный погреб
А сами десятидюймовки выглядели так:
Вторым наиболее распространенным орудием береговых батарей была шестидюймовка Канэ.
Вот - редкостная вещь - тумба от такой шестидюймовки! Подлинная...
А вот так выглядела скрывающаяся прожекторная вышка.
Вечная беда всех бетонных сооружений с нарушенной гидроизоляцией...
Вот ещё занимательная подробность, касаемая противоштурмового вооружения форта.
Вооружение (левого фланга) состояло из двух полевых трехдюймовок и пулемета на крепостном лафете.
Пушки стояли в сквознике, а пулемет - в каземате.
Вот отсюда их и предполагалось выкатывать.
(Вообще противоштурмовыми пушками я заинтересовался ещё лет шесть назад - в балаклавских фортах!)
Противодесантная батарея (уже советского времени).
Была вооружена 45-мм 21-К
(Вот, примерно такими (здесь, правда, 21-КМ - с удлиненным стволом)
(Забавно. Вот такие точно служили в качестве салютных на ТАКР "Баку"... Я тогда был весьма молод - и очень удивился, когда прочитал на табличках (вон, видите сбоку прямоугольничек?) дату изготовления. У одной 1944, а у другой - 1945...).
Это КП противодесантной батареи.
Далее - идем по южному берегу к востоку, и выходим к Южной мортирной батарее.
(Вообще, весьма удивительно - сколько было понастроено именно мортирных батарей береговой обороны...
Попробуйте только севастопольские пересчитать!)
Тоже интересное сооружение. Минная станция.
(Крепостные минные заграждения приводились в боевое состояние именно с таких вот пунктов управления - по команде).
И последнее на сей раз. Пушечная батарея "Демидов".
Была вооружена опять же - шестидюймовыми пушками Канэ (они считались скорострельными орудиями).
Сейчас там установлены три макета таких орудий (но сделаны хорошо! Жаль, что ствол без нарезов...)
Каземат под силовую установку (керосиновый двигатель).
В общем, всем рекомендую. Единственно - пешком ходить - концы довольно длинные, а упомянутый автобус 2КР ходит редко. Так что рассчитывайте время (меня, кстати, обратно до Кронштадта подбросил один доброжелательный абориген!).