За окном льёт второй день. Прошёл Valiant hearts и прослезился.
Вообще весь год проходит под знаком памяти Первой Мировой, и особенно остро воспринимаются эти воспоминания в свете нынешних событий.
В начале сентября 1914, ровно 100 лет назад Львов был оккупирован царской российской амией. Что интересно,в первые же дни в книжных магазинах Львова пропали все украинские книги. Их не сожгли и не изъяли, их просто раскупили русские офицеры. Так как в российской армии воевали полки с левобережной части Украины, жители Киева, Чернигова, Юзовки, Екатеринослава, Черкас, а Эмским указом в российской Империи запрешалось печатать книги на украинском языке и ввозить их в страну. Так что произведения Франка, Шевченка и Леси Украинки были разметены украинскими солдатами и офицерами, служившими в армии Царя. Был в этой армии и мой прапрадед, родом из села по Уманью, который погиб вскоре при штурме крепости Перемшль. Сейчас я пью пиво из его солдатской кружки, сделанной из снарядной гильзы и слушаю одну из песен, написанных во Львове в те дни.
Click to view
Размеренный, маршевый ритм песни, грустный сюжет, сквозь который проглядывает надежда.
День дождливый и хмурый, с Цитадели, с горы идут
Шеренгами львовские дети, бродить по миру.
На границе собирается буря, ждут их сложные испытания,
Ждёт их там страшный враг, и да благоволит им там Господь.
Это годы Первой Мировой, когда ко Львову подступала армия царской России и молодые львовяне собирались на горе Цитадель, где находились казармы австрийской армии. Шанс вернуться был невелик, но всё же люди, прощаясь верели, что вернутся и увидят Львов ещё раз.
Прощай, сестра, прощай, брат, в сердце хмурится печаль
Знаю, что придётся вам оплакивать погибших, по костёлам звонят колокола
Видно уже башни костёла Эльжбеты, и время расставаться, и мы прощаемся.
В песне упоминается костёл св. Елизаветы, возведённый на Привокзальной площади. Башни этого храма были последним, что видели уезжающие из города. И увидеть их вновь - означало вернуться. У костёла этого интересная и насыщеная событиями история. Начали его возводить в 1903 г, приурочив заложение первого камня в фундамент к приезду австрийского императора Франца-Иосифа. Храм был возведён в честь его погибшей жены, императрицы Елизаветы (в народе известной как Сисси), которую любила и оплакивала вся страна. Проект храма был создан львовским архитектором Талёвским, возводили церковь в необычном для Львова неоготическом стиле, украсив сложной резьбой и скульптурами. Скульптурную композицию на фасаде изваял скульптор Войтович, которого поляки называли "нашим Фидием". Костёл был выстроен из бетона и поскольку текстура этого материала малопривлекательна, храм полностью облицевали красным кирпичём. Этот готический храм стал самым высоким во Львове, его главная колокольня вознеслась на 80 метров. Место для костёла выбрали неслучайно, по замыслу католического епископа его башни должны были закрывать вид с вокзала на украинский кафедральный собор св. Юра, всётаки католичество в те времена было главенствующей религией. Хотя ели ехать во Львов по улице Городоцкой, оба храма стоят будто бы рука об руку и встречают приезжих. Говорят, что сами строители, львовяне, всегда толерантные друг к другу, перенесли место постройки на несколько метров в сторону.
Недолго храм радовал глаз своей новизной. Во время Первой Мировой австрийцы конфисковали колокола на переплавку в орудия, во время украинско-польской войны храм пострадал от обстрела, а в 39-м, в начале Второй Мировой, рядом с костёлом разорвалась бомба. В советское время храм стоял в запустении, орган, один из лучших в Польше, был уничтожен, и костёл хотели снести. Львовская община встала на защиту храма, Клуб Творческой Молодёжи собирал подписи за сохранение здания, приложился к сбору подписей и мой отец. И в конце концов храм передали под склад фирмы "Свиточ". Я ещё помню те времена, когда в костёле не было ни одного оконного стекла, вороны пролетали костёл насквозь. И только в начале 90-х началась его реконструкция, которая продолжается и поныне. Сейчас храм передан Греко-католической общине и переназван в честь св. Ольги, но имя Елизаветы оставлено через запятую, чтобы сохранить исторический замысел и посвящение. Недавно на балкончик башни стали пускать посетителей, это одна из самых интересных обзорных площадок во Львове.