Домашнее задание
Итак, мальчики и девочки, темой предыдущего занятия было "Благозвучие". Домашку рискнули выполнить трое:
kostyawh ,
anteya_irina и
ridami.
На сами тексты можно полюбоваться
здесь.
Горячо советую смотреть не только на свои ошибки, но и на чужие.
Текст
kostyawh "Просто из всех известных мне музыкальных инструментов больше всего я люблю именно флейты".
Попробуйте произнести эту фразу. Конкретно "Просто из всех известных мне". Произносится тяжело, не правда ли? Именно за этим надо следить. Если слово "просто" отбросить - все, как ни странно, станет гораздо проще. )
"Осмелюсь сказать, что..."
"А между тем..."
"А уж говорить о флейтах вообще могу бесконечно".
Это типичные штампованные фразы. Первые две к тому же канцеляризм.
kostyawh , на сколько я понял, писал с претензией на дружескую авторскую речь. Неплохо, но тогда от канцелярщины надо избавляться.
"Давно заметил, что у большинства не(слитно)причастных к музыке и исполнительству людей при этом слове на ум приходит либо металлическая поперечная флейта с кучей непонятных кнопочек-крючочков, на которой играют серьёзные дядьки в оркестрах, либо какая-нибудь продольная пластиковая “Yamaha”, виденная как-то у длинноволосых ребят в подземном переходе".
А это просто дико перегруженное предложение.
..., что... и ... при... с, на которой, либо, как-то... в.
Я бы посоветовал сделать из него два, если не три.
"...что в начале был именно их инструмент, идаки с полной уверенностью..."
Типичный пример. Фраза плохо читается, потому что там аж четыре слова подряд начинаются с гласной "И".
(Иногда это прием можно использовать во благо. Например, он удачно обыгрывается во многих именах-фамилиях у Роулинг или Фрая).
Текст
anteya_irina "Для меня обязательным ритуалом каждое утро служит большая кружка свежезаваренного душистого чая".
Здесь, во-первых, инверсия, во-вторых, - хитро завернутая тавтология, которую просто так не заметишь.
Если это обязательный ритуал, то незачем указывать, что он выполняется каждое утро.
(Слово "свежезаваренный" - тоже лишнее. Оно не вписывается в ритм и не несет смысловой нагрузки. Вряд ли
anteya_irina пьет по утрам душистый вчерашний чай.
"...однако эти утренние секунды..."
Канцеляризм. Лесом.
"Если задуматься, чай всегда для меня ассоциируется с семьей".
Убрать инверсию. Убрать "сс".
"Если задуматься, чай всегда ассоциируется у меня с родными". Сравните две фразы.
Текст
ridami Самый хорошо ритмизованный! Умничка. Однако.
"Можно тихонько петь или орать во весь голос, бежать, танцевать или просто улыбаться миру, если (за)хочется".
Прочтите без "(за)". прочтите с ним. В том, чтобы поставить его на этом месте, заключается чувство ритма.
"Послышался шум - надо обернуться, но свет лишь еле заметен за горизонтом".
"Лишь еле заметен" плохо произносится и вообще "лишь еле" - тафтологично. Перефразировать.
"Ой, шум… грохоча «подкрадывается» поезд".
Лишние кавычки. не стесняйся сравнений. Подкрадывается, значит подкрадывается. А вот про большую букву забывать не стоит.
"Ведёт нас по лесу тропинка - хорошо".
Если бы это была песенка, скажем, про Синюю птицу - я бы поапплодировал. Для прозы этот кусочек, который пытается задать свой ритм, несколько некузяв.
Урок 2: Концовка
Одна из самых важных вещей при написании большинства текстов (особенно художественных) - ударная концовка.
Кроме того, важны увлекательное, бьющее по нервам начало и хоть какая-то идея в середине.
Вышесказанное действует как в рамках целого текста, так и в пределах отдельных предложений.
Во-первых, в большинстве случаев, ударное слово, которое дает "ключ" ко всему предложению, следует ставить в конец.
Во-вторых, в "главном" предложении кульминации и концовки должна содержаться некая идея, какая-то интересная логическая структура, которой раньше читатель не видел. Подойдет афоризм, каламбур, созвучие, неординарная метафора.
И то и другое вызывает у читающего некий спазм удовольствия, ради которого большинство из нас и читает прозу.
На мой взгляд, способность время от времени плодить такие идеи и называется талантом.
Домашнее задание:
Придумать две-три "ударных" концовки.
Это должны быть последние абзацы рассказов.
Желательно (и это самое сложное), чтобы за ними вставал призрак большого текста.
Чтобы читателю мучительно хотелось додумать, - что же там, черт возьми, было в начале?
Учтите, что при выполнении домашнего задания следует учитывать рекоменадции, данные в предыдущих уроках.
Не только последние)