Игра Престолов

Jun 21, 2011 18:06





Закончился первый сезон Игры Престолов. И это было охуенно.
Не помню, чтобы тв-сериал меня так увлекал и заставлял считать дни до выхода следующей серии, причем каждая из этих серий не провисала, как это часто бывает в середине сезона на пол пути от премьерного к заключительному эпизоду, а бодро, быстро и решительно раскручивала сюжет с интригами, драмами и незамедлительным наращиванием эпичности. В общем, в лучших традициях HBO, у который процент годноты всегда был необычайно высок.

К слову, НВО продвигали сериал под лозунгом "Клан Сопрано встречает Властелина Колец", что не совсем верно, это скорее "Рим в фентезийный сеттинге", где упор ставится на масштабный политический триллер с борьбой за власть и корону, а не на историю одного отдельно взятого героя или даже семьи (хотя семья Старков и остается центром первого сезона и им посвещена основная часть экранного времени). Впрочем, так было и в книге, а создатели сериала очень бережно отнеслись к первоисточнику и хоть многие вещи и были изменены или сокращены, но дух и многие диалоги перенесены на экран слово в слово. И даже заполучили Шона Бина, который лидировал во всех фанатских дрим-кастах и да, читая книгу в образе Неда Старка я представлял именно Бина с его теперь уже привычным Боромир-образом и привычной для него концовкой, которая, к слову, удалась на отлично, как в эмоциональном плане, так и в плане внезапности, благо не читавшие книгу и видевшие бывшего лицом сериала Шона Бина на всех постерах зрители никак не могли ожидать такого и реакцию это в массах вызывало бурную - вон какой у нигр справедливый бугурт, например.

Хотя Старк у Шона Бина все равно не совсем книжный. Он по прежнему идеал рыцарства, благородства и верности, но верность у него более приземленная и смотрится он не столь по-северному холодно - в сериале он в первую очередь семейный человек, куда больше времени уделяется его отношениям с женой и Арьей, а его преданность королю подается в большей степени как преданность лучшему другу, нежели как вассальная присяга. Подобное добавление человечности, кстати, имеет место не только у Неда - практически все женские персонажи воспринимаются в кино совсем по другому и изменения эти в лучшую сторону, так Кейтлин Старк, образ которой мне нравился и в первоисточнике, в противовес мужу, наоборот стала жестче и решительнее, на чем сказалось отбрасывание подробного описания её мыслей, которое тащемта и сводило на нет годность её образа. А вообще Мартину категорически не удаются его героини, все, кроме Арьи, Бриенны и, может быть, частично, Аши, просто таки наитупейшие пезды, чтение глав которых заставляло меня скрежетать от злости зубами. И особенно это относится к Серсеи, которой к тому же посвящена унылейшая четверть четвертой книги. Как и в случае с Недом и Кейтлин её образ акцентировали на семейных ценностях и она уже не выглядит такой ебанутой истеричкой, а после её, отсутствовавшего в оригинале, диалога с Робертом в пятой серии и, не смотря на все её однозначно отрицательные моменты с интригами и инцестом, уже и не выглядит той бессмысленной злодейкой, какой её вроде как положено быть. Впрочем это место занял её папаша. Если в книге Тайвин Ланистер присутствовал, в основном, незримо и руководил действием из-за кадра, то в сериале ему уделили приличное количество экранного времени. А на его роль взяли Чарльза Дэнса, ранее отметившегося ролью Хэвлока Витинари в экранизации Пратчетта. И не смотря на не слишком большую внешнюю схожесть со своим персонажем, на ровне с Бином и отмеченными всеми где только можно Тирионом, Мизинцем и няшкой Арьей, это одна из главных удач кастинга Игр Престолов. Патриарх семьи Ланнистеров с тенью образа беспощадного Анк-Морпоркского бюрократа это просто 10 из 10.

Есть и несколько образов, изменение которых довольно сомнительно. Тут я замечу, что о ахтунговых намеках в отношении Ренли я узнал много позже чтения книг - и его "совместная молитва" с Лорасом, на время которой он уединялся в отдельной келье и его жена, оставшаяся девственницей (ну а хуле, армия на военном марше же, не до поебушек) не вызывали у меня никаких подозрений, а название Радужной Гвардии показалось смешным совпадением. Ну так вот, в сериале тайну из этого делать не стали и Ренли с Лорасом устроили вечеринку на заднем дворе, если вы понимаете о чем я. А сам Лорас из рыцаря со страниц дамских романов стал прааативным подстрекателем и интриганом, стимулирующим младшего королевского брата на активные действия в пути к трону. Впрочем, в книгах у действиях Тиреллов и сторонников Ренли мы узнаем лишь с чужих слов и их мотивация и подноготная никак не раскрывается и данный в сериале вариант развития событий смотрится вполне реалистично и вполне в духе самого Мартина. А вот Джорах Мормонт в отличии от Лораса наоборот стал ну слишком хорошим, эдаким рыцарем без страха и упрека. Я конечно дико котирую этот образ и играет актер на пять с плюсом, но в книжном будущем, когда Дени погнала его ссаными тряпками он как бы производил впечатление подонковатого искателя гешефтов с задатками педофила - интересно как создатели сериала обойдут этот момент.

А окружающие Дени и Мормонта дотракийцы утратили всякие намеки на татаро-монгольство став условно ближне-восточными, что, в общем, довольно логично. Да прообраз степных кочевников, кхала и его многотысячной армии довольно очевиден, но тут кино и экран, а по сюжету дотракийцам необходимо светится брутальностью, в которую азиаты, в отличие от арабчиков, принципиально не могут. Впрочем история Дейнерис лично мне от этого интереснее не стала - как и при чтении книги все события за Узким Морем доставляли мне куда меньше всех прочих сюжетных арок, пусть даже коронация Визериса и самый конец сезона и получились чуть ли не самыми запоминающимися сценами в сериале.

Многие другие локации и детали так же подверглись либо некому изменению стиля, либо более четкому определению их стилистики и привязки их к неким знакомым нам историческим ориентирам. Так Таргариенская символика и сохранившуюся с их времен архитектура вроде тронного зала выполнена в узнаваемым норманнском стиле:




И если Вестерос это Англия, события книг во многом основаны на событиях Войны Алой и Белой Розы (ну, вы поняли, Старки это Йорки, Ланнистеры это Ланкастеры, горбун Ричард Третий это карлик Тирион, а Джентри это потенциальный Генрих VII, благо если воцарение Тюдоры стали приемлемым вариантом, объединившим и сторонников Йорков и Ланкастеров, то бастард Роберта вполне может стать таким же приемлемым вариантом для Вестероса, да и его жизнь среди шлюх в Пире для Воронов как бы намекает на историческую личность Генриха), а Таргариены основатели вестеросовской государственности, то исторические параллели тут весьма прозрачны. Мне, впрочем, они всегда казались эдакими римлянами, понаехавшими из культурно и политически более развитой Валирии, но вариант с очевидной отсылкой от Эйгона Завоевателя к Вильгельму Завоеватели, снова объединившему Англию уже много позже римлян, ничуть ни менее логичен. И главное, на их знамени наконец-то убрали две лишние драконьи лапы. И в книге и в сериале драконы виверноподобные. С четырьмя, а не шестью конечностями - 2 лапы и 2 хвоста. В тексте оригинала это говорилось прямо и не один раз, что не мешало русским издателям подавать приведенную выше пикчу, под видом их каноничного герба (благо особенно канона и не было, а этот вариант геральдического дракона с двумя маленькими лапками как у тиранозавра встречался наиболее часто).

Со стилистикой и узнаваемостью всех остальных домов тоже все в порядке и тут мы переходим к главному достоинству сериала как отдельного произведения. Потрясающее внимание к деталям. Во многих не слишком дорогих исторических и фентезийных фильмах и телесериалах вся массовка ходит примерно в одинаковых, нейтральных и переходящих, видимо, из одного фильма в другой костюмах и дешевеньших псевдодоспехах, хранящихся в костюмерных, вероятно, ещё со времен Зены Королевы Воинов. В Игре Престолов все это выглядит продуктом ручной работы. Трудно спутать доспехи разных домов, у всех них свой узнаваемый стиль, а не только цветовая градация в духе алые Ланнистеры и белые Старки, как это могло бы быть - тяжелые северные доспехи с обилием кожи, меха и наплечников, миланские латы с дизайном под Гондор у рыцарей долины и богато украшенная броня белой гвардии. Тоже относится и к деталям одежды персонажей и убранства декораций - на героях можно заметить заколки, медальоны и прочие мелочи с символикой дома. Проработка по своей глубине напоминает о Властелине Колец, где так же каждая попадающая в кадр вещь и деталь была на своем месте.
Даже в начальной заставке с заводной картой и миром на шестиренках, где за пол минуты успевают показать все действующие локации данной серии и за 5 секунд экранного времени всю предысторию показываемых нам событий, когда на мелькающих перед экраном лентах астролябии показывают стилизованную высадку Таргариенов, восстание Роберта и его коронация. Причем не читавший книг зритель, да и читавший и просто не внимательно следящий за происходящим на экране этого даже и не заметит - мало ли, фрезку с оленем в короне на мгновение показали, экая невидаль. Впрочем, тут же, в заставке первой серии, внимательный зритель может приметить и пару багов, как-то несоответствие бейджика дома рядом с именами пары актеров. Позже это быстро поправили. К этим создающим целостность мелочам и проработанным деталям относятся и множество приятных для читателя камео-ролей персонажей вторых и третьих ролей, которые не играют большой роли в сюжете, мелькают на заднем фоне или в сопровождении центральных персонажей и при этом легко идентефицируются как вполне себе именные герои. Так Меррин Трант не материализуется из воздуха при попытки захвата Арьи, а честно стоит в карауле белых гвардейцев при короле, а Беррик Дондарион, появляется на экране на считанные секунды, хотя его каст в первом сезоне был вовсе не обязательным. А роль Бронна относительно первой книги наоборот заметно расширили, видимо уловив химию между ним и Тирионом. Все их совместные сцены доставляют дичайши - такой-то бадди-муви.

Но бюджет у сериала все же сериальный. Да, проработанные и детальные декорации не вызывают впечатления картонного бутафора, но по сути их не так много - пара комнат и дворик на Королевскую Гавань, пара комнат и замок на Винтерфелл. Бои, которых даже меньше чем в книге (а их и там было очень не много) и которые создатели сериала пытаются всячески обходить, ведь массовка многотысячных армий у них явно не предусмотрена. Королевский турнир, выглядящий по этой же самой причине выездом на природу реконов, собравшихся забухать и поебошить в щщи в копий.
Ну и главный фейл это конечно же лютоволки. Они не то что не производят впечатления могучих мифических хищников, ладно, в первом сезоне они ещё молоды, но они не производят впечатление даже обычных волков или просто хотя бы агрессивных собак. Такие-то мелкие няшки. Понятно, что диких животных снимать бы никто не разрешил, а оцифровывать их дорого, но еба, хотя бы по крупнее кого поискали. Да и показывают их неприлично редко, у каждого из волков по паре коротеньких сцен за весь сезон, где без них было уже вообще никак не обойтись. И что при таком подходе они планируют делать дальше не совсем ясно - ведь роль тех же волков во втором сезоне расширяется очень заметно и Призрака будет куда труднее оставить за кадром. И если волки все равно остаются волками и играющими их собаками, то Дени чуть более чем во всех сценах сопровождают драконы, да и вообще градус фентезийности начнет медленно возрастать. Ведь Зима Близко.

Впрочем, кое где визуальные эффекты все же удались на славу. Панорамные виды и пейзажи очень хороши:
















Хороши как с точки зрения технического исполнения, так и с точки зрения стиля - мрачный и суровый север с аскетичными видами северной Ирландии и действительно эпичной Стеной, с ледяным адом и погибелью, который начинается сразу за ней. Уровень атмосферности во всех околовинтерфеллских сценах просто дичайший - холодные земли и живущие там люди с высеченными как из камня лицом, продуваемых морозными ветрами и находящийся в крайней степени запустения замок Ночного Дозора с объединенными в братство бандитами и изгоями. Долина и Гнездо с возвышающимися на гигантских сталагмитах замком, выстроенном в эстетике классицизма, тоже очень ок. Читая книгу, я представлял это место куда менее эпичным.
И со всеми этими охуенностями сеттинг смотрится охренительно целостно, в меру реалистично, в меру гримдарково и очень в духе первоисточника, хотя по сравнению с первоисточников Игра Престолов избавилась от переизбытка детей-главных героев, вызывавших некий разрыв шаблонов как у меня, так, думаю и у многих других читателей. Впрочем я никогда не был эстетствующим илитарием, считающим что по буквенное соответствие оригиналу - главное и единственное достоинство любой экранизации и всегда считал, что Питер Джексоновский ВК прыгнул куда выше толкиеновского канона и в данном случае тот же бородатый Роб воспринимается и принимается как герой куда лучше и проще чем Роб-четырнадцатилетний подросток. Что важнее НВО удалось передать сам дух Мартина, при этом скомпоновав огромный роман в десять насыщенных драмами, действием и интригами часов экранного времени.

Сейчас займусь перепросмотром всего первого сезона разом и начну десятимесячное ожидание второго, про который, надеюсь, так же можно будет сказать "малаца, хорошо сделали". В общем, рекомендую такое кино.

Previous post Next post
Up