История книжная третья

Nov 29, 2023 11:41

Я возобновляю путешествие по алфавиту! Однако перед следующей алфавитной темой своей очереди ждет ещё одна книжная интермедия. В этих «вставных эпизодах» я хочу показать, насколько разнообразны были книги средневековья и тем самым хотя бы немного поколебать несправедливые стереотипы. Про Средние века таких стереотипов много разных, но я сосредоточусь на книгах.

    Те, кто вообще думают о таких древностях, при слове «манускрипт» чаще всего представляют себе тяжеленные тома, заполненные скучными рядами трудно читаемых буковок и разной религиозной премудростью, которая нужна была священникам да учёным монахам, а ныне мало кому интересна. Амиатинский кодекс, о котором я уже писала, несмотря на уникальность его истории, отличается от сотен богослужебных книг лишь размерами и способом написания, и стереотипов не разрушает. Но уже «Такуинум», книга о здоровом образе средневековой жизни, свидетельствует, что «все было совсем не так».
          Другой тип средневековых книг - рыцарские романы, стихотворные или прозаические. Те самые, что, как всем известно, свели с ума дон Кихота. На самом деле его подвели поздние, невыносимо скучные, шаблонные и неправдоподобные сочинения, которые относятся к настоящим рыцарским романам «высокого средневековья», как типовые ремесленные поделки в жанре фэнтези - к Толкиену или Урсуле Ле Гуин. Но это я уклонилась о темы, возвращаюсь к тем немногим образцам, с которыми хочу вас познакомить.
    Сегодня - о песнях. Точнее, о песенниках. Помнится, у всякого любителя самодеятельной песни обязательно была тетрадочка или блокнотик с любимыми текстами и нотами. Представьте себе, что то же самое было и в Средние века. Были, вероятно, тетрадки попроще, но люди побогаче могли себе позволить более изящные образцы. Вот поглядите:


(На фото (не мое, конечно) показана современная реплика этой книжечки. Оригинал выглядит, само собой гораздо более потертым.)

Это - песенник, некогда принадлежавший Жану де Моншеню, епископу Ажена. (Это уже пятнадцатый век, и епископ может себе позволить слушать любовные песни!) Обложка из красного бархата; в закрытом виде книжка имеет форму сердца, а когда открывается, появляются два соединенных сердца.
     Символика нехитрая, но работа искусная… Здесь уместилось 43 песни разных авторов, французских и даже английских. Среди них есть несколько уникальных, больше нигде не встречающихся. Тексты песен дополнены картинками, к каждой прилагаются ноты. Петь по ним можно хоть сейчас.


(Один образчик иллюстраций из песенника: необычное изображение Фортуны как двойственного существа и дева, пронзенная стрелой Амура.)

Ниже - разворот с нотами.

(Картинка, к сожалению, слишком мала, но лучшей не нашлось.)

Известны и другие книжки-сердечки. Видимо, обладание ими что-то значило для тогдашних людей: недаром же этот молодой человек захотел быть изображенным с таким песенником!


По собственному опыту знаю, что в таких маленьких подборках главное - это личное предпочтение владельца; но всегда были ещё и коллекционеры, желающие собрать всего побольше. Такими усердными собирателями было семейство Манессе, богатые буржуа из славного швейцарского города Цюриха. Они не только наслаждались любимыми сочинениями, но и оплатили где-то около 1300 г. художественную переписку (работали 10 или 12 монастырских писцов и четыре художника) и иллюстрации к рукописи. Итогом их трудов стала книга, ныне известная как Манесский кодекс.


Вот одна из страниц книги - стихи знаменитого Вальтера фон дер Фогельвайде, а ниже - его "портрет", основанный на одной из строчек его стихотворения, и герб с птицей, потому что слово "фогель" - птица - входит в его имя.


Это самое обширное и знаменитое из сохранившихся собраний средневековой лирики на немецком языке. Хранится кодекс в библиотеке Гейдельбергского университета. Чтобы вы могли лучше себе представить, что это за чудо, приведу цифры: книга состоит из 426 пергаменных листов размером 35,5 на 25 см, в ней собраны стихи 140 поэтов (6000 строф), дополненные их (чисто условными) портретами размером в целый лист. Сборник снабжен оглавлением, часть страниц  оставлена пустой, в расчете на будущие прибавления, которых, увы, не случилось.
          Но и того, что осталось, достаточно, чтобы интерес к этой книге сохранился и по сей день.


Забавная сцена, изображающая школьный класс. К какому автору она относится, неизвестно - картинка явно недорисована и не надписана. Но хорошо видны прочерченные линеечки, по которым писали текст.)

Кроме «портретных» изображений здесь есть групповая сцена, посвященная историческому событию: состязанию поэтов-миннезингеров, которое  состоялось почти на сто лет раньше, около 1207 г. в замке Вартбург, принадлежавшем ландграфу Тюрингскому Герману. Он поощрял развитие музыки, поэзии, привлёк к своему двору знаменитых поэтов, таких как  Вольфрам фон Эшенбах, Генрих фон Вельдеке и другие. (Их стихи представлены в сборнике.) Состязание стало  легендарным уже к моменту создания кодекса.



(Вот так показано в книге это состязание. И почему-то мне вспоминаются заседания нашего жюри  зилантконовского менестрельника - наверно, там обстановка была примерно та же, такая выходит преемственность... Только миннезингеры, кроме славы, получали еще и материальное вознаграждение.)

Даже если вы равнодушны к средневековой музыке и поэзии, но увлекаетесь ролевыми играми, исторической реконструкцией, историей костюма, то непременно при поиске информации наткнетесь на эти «картинки». По милому интернетовскому обычаю источник почти никогда не указывается, но их всегда можно узнать. Вот и давайте перелистаем некоторые страницы, не потерявшие яркости за эти века. Здесь представлены все характерные для средневековья сюжеты:


(Соколиная охота как предлог для любовного свидания. Кони, по-моему, не очень довольны поведением всадников.)


(Дама, заточенная ревнивым мужем в башне, прибегает к техническим средствам для доставки любовника наверх.)



(Соколиная охота как королевская забава. В числе авторов, представленных в кодексе, были и коронованные особы.)



(Турнир, а то как же без него! Дамы переживают...)



(Идиллия под цветущим кустом. Судя по форме цветков, имеется в виду шиповник, неоднократно воспетый и миннезингерами, и трубадурами Юга. И снова сокол.)



(Одна из самых популярных тем: прощание дамы с рыцарем, отправляющимся в поход. Дама подает ему шлем и, надо полагать, обещает ждать его возвращения.)



(Встреча странствующего рыцаря: прекрасные девы и музыканты вводят гостя в замок, где его, видимо, ждут разнообразные утехи. Такие сцены есть в рыцарских романах того времени.)
      Прекрасная книга! И ей семьсот лет...

книги, музыка, литература, искусство

Previous post Next post
Up