Хорошо бы, конечно, придерживаться алфавитного порядка и внутри текущей темы, но по логике сюжета после Вены должна идти Прага, а не Париж, до которого мы в свое время уж как-нибудь сумеем добраться.
Этот город, он такой… вроде бы организованный, но с заметной сумасшедшинкой. И это впечатление (лично для меня, во всяком случае) создается, в частности, изобилием скульптурного населения на улицах. Его здесь гораздо больше, чем в любых виденных нами городах. Было проблемой даже отобрать вразумительное количество фотографий, чтобы не завалить читателей с головой. Все красиво, все интересно, но две с лишним сотни картинок - это был бы явный перебор…
Посему далее последуют всего-навсего два поста с минимальными комментариями. Пришлось ограничиться лишь двумя уголками большой, плотно набитой достопримечательностями Праги. Впрочем, эти "уголки" сами по себе немаленькие, и показать ВСЁ, все интересные красоты, физически невозможно. Так что получается выборка из выборки. И начну я, пожалуй, с главной знаменитости - Вацлавской площади. Это - центр Нового Места, то бишь 'нового города' (который нов весьма относительно, ибо его начали строить аж в 1348 году). Однако от той древней новизны и след простыл, и, хотя площадь названа именем св. Вацлава (907-936), случилось это 500 лет спустя, а до того тут был Конный торг. Теперь здесь имеется только один конь:
(Вот она наконец, скульптура!)
Автор этих красивых фигур - знаменитый скульптор Йосеф Вацлав Мысльбек; работа началась в 1886 г., а стоит здесь первый христианский князь Чехии, небесный покровитель страны, всего лишь с 1924-го г. Вокруг основания памятника расположились другие чешские святые: Людмила - княгиня, воспитательница князя Вацлава, Анежка (Агнесса), дочь чешского короля, сподвижница святой Клары Ассизской, отшельник Прокопий, первый чешский святой, официально канонизированный римским папой (небезызвестным Иннокентием III в веселом 1204 году) и наконец Адальберт, епископ Пражский.
Более крупным планом нашелся только Адальберт (снимок не мой):
Эта скульптурная группа красиво поставлена, князь как будто въезжает торжественно в свой город, и за счет уклона мостовой все они кажутся еще выше.
Князь Вацлав погиб молодым, таким и изобразил его скульптор:
(Это тоже не мой снимок.)
Однако если глядеть сбоку, памятник несколько теряется на фоне сплошного ряда зданий. Вообще-то эта площадь больше похожа на широкий, но не очень длинный бульвар; хотя длина у нее такая же, как у нашей главной харьковской (750 метров), но ширина вдвое меньше (ок. 55 м), а потому первой в Европе никак не является и даже в первую десятку не входит. Однако о площади как таковой я рассказывать буду гораздо позже, сегодня - только о скульптуре. Многие дома на площади (их тут целых шесть десятков) и в её окрестностях украшены статуями и барельефами.
От средневекового и ренессансного декора здесь давно уже ничего не осталось, разве что отдельные фигуры на фасадах напоминают о тех временах:
А в основном все это - создания конца 19-го и начала 20-го века.
Порой скульптуры прячутся в укромных уголках, но чаще они хорошо видны. Деятели искусств тех времен любили изображать символы изобилия:
В данном случае барельефы соответствуют и соверменному содержанию дома: тут (на первом этаже) уместили супермаркет!
Иногда эта тема решалась с немалой долей характерного юмора:
Здесь крупным планом поставлены фигуры горничной и официанта, полных сознания своей высокой миссии, а чего стоит ангелочек, гоняющийся с ножом за перепуганной уткой!
В связи с общими настроениями чехов еще до объявления независимости страны и особенно после актуально было национальное самоутверждение, а потому при украшении домов много уделяли внимания теме трудолюбия. Правда, работников тяжелой промышленности тут не увидишь, разве что шахтеров. В основном - традиционные ремесла, сельское хозяйство, торговля. Вот два рельефа на одном доме: сперва - крестьянство (любящая семьа слева, дальше - садовод, жнец, женщины, сбивающие масло, женщина-сборщица винограда и пастух с конем.)
А вот - трудящиеся: два шахтера, два кузнеца, посередине - комерсант с сахарной головой в руках, над ним надпись "экспорт", следующие две фигуры - служащие железной дороги, доставляющие груз, надпись "импорт", и наконец двое стеклодувов - напоминание о знаменитом чешском стекле.)
В окрестностях "Вацлавка" (как это место называют в просторечии) ещё много разных красот и памятников. Но они совсем в другом стиле. Вот, например, как выглядит стела в честь Яна Сватоплука Пресля (1791-1829), просветителя и основоположника природоведения в Чехии:
Почтенный ученый, выросший в чопорные времена, наверно, удивился бы, почему память о нем должна поддерживать совсем раздетая женщина. Не муза, не богиня... То ли мать-природа, то ли еще кто?
В пяти минутах ходьбы от площади, рядом с импозантным зданием вокзала, можно вдруг встретиться с президентом США Вудро Вильсоном.
Вообще-то его в свое время весьма уважали в Европе за то, что он участвовал в подписании Версальского договора в 1918 году и ратовал за создание Лиги Наций. памятник ему есть, кстати, в городе Туре. Но в Праге-то он почему?
Оказалось, что он был одним из первых руководителей государств, которые признали независимость Чехии...
Скульптуры украшают даже здания гораздо более поздней постройки, чисто конструктивистские.
На здании национального банка - красивая девушка с факелом едет на большущем льве. Что бы это значило?
А это - современный выставочный зал при Национальном музее, прямо за спиной у святого Вацлава и его спутников. Что держит в руках мужчина справа - непонятно, а вот у женщины, по традциии - виноградные грозди.
Если пройти по Вацлавской площади до конца и свернуть направо, через несколько минут перед нами возникнет шикарное здание в стиле чешского модерна - Народный дом.
Его построили в 1905-1912 гг. (для чего снесли, между прочим, средневековую королевскую резиденцию), а потом именно в нем провозгласили ту самую независимость. И уж постарались художники вовсю украсить это яркое свидетельство национального возрождения! Тут и росписи, и фигуры...
Непонятно почему, некоторые из них производят какое-то тревожное, я бы сказала истерическое впечатление.
В любом случае, их слишком много, и общему впечатлению это идет во вред.
Если пойти от Народного дома дальше, вниз, к реке - там начнется наконец Старый город, совсем иной по облику и украшениям... Но этот рассказ еще впереди. Мы сейчас повернем обратно, пойдем вверх по крутым ступеням и окажемся в районе, где живут и занимаются делами многие граждане Праги, а вместе с ними - и целый каменный народец.