Мирошкина Майя Петровна, 5 мая 1929 - 25 июня 2011

Jun 26, 2011 16:03

Вчера ушла из жизни мой самый старый и добрый друг, по сути вторая мама. Огромной души и таланта был человек...
Всё равно в новостях о ней не расскажут, так хоть я расскажу.



Тётя Майя 40 лет проработала на киностудии СоюзМультфильм. Больше известна (в своих кругах, потому как для публики такие люди - бойцы невидимого фронта) как режиссёр дубляжа, хотя к концу карьеры стала режиссёром мультипликационных фильмов.

Классический дубляж - это когда актёр говорит на английском (или китайском), а зритель думает, что актёр на самом деле говорит на русском потому как отличить практически невозможно. Это не современный гнусавый перевод, а адский труд с актёрами и переводчиками (редакторами, цензурой, и т.д.)

На её счету дубляж более 50 художественных и анимационных фильмов, многие из которых люди нашего поколения прекрасно знают:  «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» (США),  «Спасите Конкорд» (Франция?), «Высокий блондин в чёрном ботинке» и «Возвращение высокого блондина»  (Франция), «Игрушка» (Франция), «Тристан и Изольда» (Великобритания), «Корабль-призрак» (Япония), «Мария, Мирабелла» (СССР-Румыния) и так далее.

В  начале 80-х она переключилась на мультипликацию, и как режиссёр сняла такие мультфильмы, как "Котёнок по имени Гав (5 выпуск),  "Гирлянда из малышей", "Осторожно, обезьянки".

К концу 90-х, когда страна начала переходить на коммерческие отношения, а киностудия СоюзМультфильм начала захеревать, Майя Петровна как режиссёр-монражёр сделала несколько полнометражных  анимационных программ на основе Союзовских мультфильмов: "Праздник новогодней ёлки", "Рождественские сказки", "Лапландские сказки", которые с огромным удовольствием покупались еропейскими странами за хорошую ваюту (которая, естественно, шла студии и государству, но никак не тем, кто её делал), и получали кучу призов на междунродных фестивалях.

Так всю ззнь и жила на маленькую зарплату и нищенскую пенсию в однокомнатной квартире, и только в последние пару лет что-то начало сдвигаться с мёртвой точки. Благодаря усилиям Союза кинематографистов, и лично так ненавистного всем Никиты Михалкова, что-то начало перепадать создателям кинопродукции с показов этой самой продукции. Копейки, конечно, но на хлеб вроде начало хватать... Плюс к 80+ годам потихоньку начала приходить какая-то слава, уважение, и внимание и забота (по крайней мере в своих кругах). Поздно, конечно, но хоть так...

Дальше немного личного

Тётю Майю я знаю (знал?) с 1975 года. Я тогда ходил в детский сад, и мы переехали в новый кооперативный дом (вроде как от Киностудии имени Горького). Дом этот (9 этажей 4 подьезда)  построили тогда по какому-то новомодному методу то-ли Звягинцева, толи ещё кого, за 18 дней. Как результат такого прогресса, между бетонными панелями были огромные щели, и зачастую зимой она сильно страдала от от ветра и холода... Но не суть...

Жили мы на одной площадке, дверь в дверь, и тысячи длинных зимних и прочих вечеров я проводил у неё. Мы смотрели фильмы, обсуждали книги, редактировали мои сочинения. Она учила меня жизни, культуре, истории, рекомендовала и давала почитать книги, которых не было в нашей домашней библиотеке. Я тоже по мере сил и знаний знакомил её с современной культурой, новыми музыкалными группами и бардами, проигрывал ей свои кассеты. Я до сих пор уверен, что Макаревич и Машина Времени были приглашены написать и исполнить музыку для "Осторожно, обезьянки" не без моего влияний.

Тесное знакомство давало дополнительные преимущества. Её многочисленные знакомства в актёрской среде (а тогда многие, особенно опальные, артисты прикармливались на озвучке на СоюзМультфильме) позволяли мне ходить в театры, куда не просто было попасть, по контромаркам. Я часто бывал на внутренних просмотрах новых зарубежных и отечественных фильмов и мультфильмов на самом СоюзМультфильме и в Доме Кино. И  когда в школе кто-то говорил, что он вчер ана премьеру того-то в кино ходил, я, растопырив пальцы и задрав нос, мог пренебрежительно сказать: "А я этот фильм уже три месяца назад видел, причём ещё до того, как его озвучили на русском"....

......

Прошлое лето было очень тяжёлым для всех стариков, особенно в Москве. Гарь, жара, отсутствие кондиционера... Очень многие не выдержали. Тётя Мая выдержала, но здоровье, итак не особо хорошее, было непоправимо испорчено. Плюс очень сильно сказался многочисленный уход лучших друзей и коллег в последние годы. Месяц назад она отдала мне Энциклопедию Мультипликации, которая была выпущена всего два года назад, и где перечислены все актёры, режиссёры, и прочие, имеющие отношение к российской мультипликации. И там пракстически на каждой второй странице её рукой рядом с датой рождения была поставлена дата смерти....

Последний раз я её видел месяц назад. Несмотря на то, что всё уже было предрешено, выглядела она очень хорошо и держалась молодцом... Такой всегда была, такой её и запомним...

Светлая память, и пусть земля ей будет пухом...

семья, искусство, личное

Previous post Next post
Up