В последнюю субботу ноября я всё-таки попала на экскурсию по трубоэлектросварочному цеху ЧТПЗ «Высота 239». Правда, со второй попытки, ибо в первый раз форс-мажор немного спутал планы. А потому пришлось записываться снова и ждать ещё месяц. Да, желающих посмотреть очччччччень много, хотя бы потому, что ничего подобного в российской промышленности ещё не было.
На строительство цеха и оборудование для него было потрачено около 21 миллиарда рублей. Здесь производят трубы большого диаметра (от 508 до 1420 мм). Уже в следующем году на «Высоте 239» планируется произвести до 600 000 тонн труб, в таком случае российская топливно-энергетическая отрасль полностью обеспечит себя трубами большого диаметра и сможет отказаться от импорта.
«Высота 239» занимает площадь, равную 15 футбольным полям. 239 - это отметка над уровнем море, на которой расположен цех. Не знаю, случайно или нет, но это самое высокое месторасположение подобного производства в нашей стране.
Войдя в цех, нужно подняться по лестнице на галерею.
Она условно делит производство на 2 части:
1. Операции с металлическими листами, из которых делают трубы.
2. И операции с самими трубами (сварка, шлифовка и пр.)
На этом участке цеха хранится довольно большой запас металла. «Умный кран» присваивает каждому листу свой номер и запоминает место его складирования. Вакуумная траверса перемещает стальной лист от одной технологической операции к другой.
В будущем планируется, что листы для «Высоты 239» будет поставлять Магнитогорский металлургический комбинат, что, в свою очередь, позволит всем деньгам остаться в областной казне.
На участке дефектовки металлических листов некондиционные листы убираются с конвейера краном с пневматическими зажимами.
Далее кондиционные листы поступают в машину дробеструйной обработки для удаления ржавчины, окалины и т.д.
После очистки происходит приварка торцевых планок, которые необходимы для формирования качественного сварного шва, и контроль геометрии листа. Приваривают эти планки к стальному листу роботы.
Один из агрегатов участка формовки «Высоты 239» - пресс подгибки кромок.
На каждом этапе производства нужна абсолютная точность, а потому всё тщательно вымеряется и проверяется. Необходимая информация вручную наносится на листы.
Лист с загнутыми кромками поступает к двум прессам массой 24 тонны каждый. Именно эти два стана гнут трубы из металлических листов.
Но мы до них не дошли, поскольку - внимание! - в той части галереи меняли паркет.
Кстати, эту часть галереи можно назвать парадной или образцово-показательной. Все оси здесь также пронумерованы, кроме того на каждой из них висит оформленная в рамку фотография с формального открытия цеха В.В.Путиным. А деревья, что вы видите на фото, - настоящие лавры.
В центре галереи находится диспетчерская «Высоты 239». А непосредственно под самой галереей - электрощитовые.
Далее сварочные машины сваривают отформованные заготовки, и получается труба.
После этого трубы правят, шлифуют, моют и формируют кромки. Здесь же наносится внутреннее и наружное антикоррозионные покрытия.
Собственно, готовая продукция.
Как вы уже могли заметить, рабочие одеты в белые халаты, а производство полностью автоматизировано, что лишний раз подчеркивает слоган цеха «Белая металлургия».
Следует отметить, что цех находится на особо охраняемой территории завода (которая больше напоминает Диснейленд - цветовая палитра и оформление поражают), ибо на этом производстве применяются уникальные технологии. Каждое утро работники «Высоты 239» в обязательном порядке проходят алкотесты, кроме того, им нельзя курить. Зато обедами их кормит итальянский повар, при этом половину стоимости «ланча» оплачивает ЧТПЗ. Об этом с особой радостью и восторгом нам сообщил экскурсовод))) А ещё оказалось, что сотрудникам «Высоты 239» запрещено пользоваться сотовыми телефонами в течение рабочего дня, поскольку автоматика очень чутко реагирует здесь на любую постороннюю технику. К слову, моя цифромыльница сдулась к концу экскурсии и оклемалась только в автобусе, когда нас везли обратно к проходной :)
Словом, «Высота 239» впечатляет. В следующем году планирую сходить туда ещё раз :)
Эх, вот бы ещё на ЧТЗ попасть в день открытых дверей, помню, раньше они тоже водили на завод экскурсии)))
З.Ы.: Главное, чтобы на фоне всей «высотной» эйфории про остальные цеха не забывали.