К. Кузнецов, (Баба -яга в кн. Сестрица Аленушка.- М.: Детская литература, 1973)
Это иллюстрация из книжки моего детства. К сказке "Баба-яга" в ней есть только иллюстрация таинственной избушки. Поэтому образ бабы-яги мог предстать исключительно в моем воображении.
В общем избушка самая обыкновенная. Такую можно увидеть где-нибудь в нашей глубинке. Правда, стоит она в лесу... Кажется, избушка заброшена и в ней давно никто не живет... А что если подойти к ней поближе... ?
...Наверное, это самое достоверное изображение сюжета про бабу-ягу.
В сказке "Баба-яга" злая мачеха посылает падчерицу к своей сестре - бабе-яге, костяной ноге - за иголочкой и ниточкой. А баба-яга, как водится, покушается съесть бедную девочку. Но ничего у нее не получается: подвела Ягу жадность и невнимание к своим слугам - работнице, коту, яблоньке, воротам. Умаслить их девочку научила ее тетя.
"Благословенных" баба-яга не любит: об этом мы узнаем и из другой сказки - "Василиса Прекрасная".
Е.Д.Поленова, конец ХIX века (Русские народные сказки. - М.: Фортуна ЭЛ, 2007)
Иллюстрации к сказке "Избушка на курьих ножках".
"...Стоит избушка на курьих ножках, блином покрыта, вороною приперта, калачом заперта".
Елена Дмитриевна Поленова - одна из первых иллюстраторов русских народных сказок. Очень интересна и для нас неожиданна нарисованная художницей избушка бабы-яги. В этом варианте воплотился один из древних канонов сказки: баба-яга должна своего гостя накормить-напоить.
Вот что мы читаем у исследователя русской сказки В.Проппа в его книге "Исторические корни волшебной сказки":
"Еда, угощение непременно упоминаются не только при встрече с ягой, но и со многими эквивалентными ей персонажами. ...Даже сама избушка подогнана сказочником под эту функцию: она "пирогом подперта", "блином крыта", что в детских сказках Запада соответствует "пряничному домику". Этот домик уже своим видом иногда выдает себя за дом еды" (М.: Лабиринт, 2009. - С. 49).
Баба Яга - очень заметная героиня в сказках с иллюстрациями Е. Поленовой. В них баба-яга предстает злобной силой - похитительницей детей.
Как вы думаете, кого качает в колыбели Машенька? ... Бабу-ягу! Та завлекает Машеньку блинами, держит ее у себя в избушке и просит качать себя в колыбели и называть милой бабушкой. А если девочка убегает, - пускается в погоню (этим сюжет напоминает другие сказки про бабу-ягу, например, - "Гуси-лебеди").
В этой сказке Машу спасает бык (ни медведю, ни волку - лесным зверям - сделать это не удалось), которому вздумалось... лягнуть и забрызгать бабу-ягу грязью.
Иллюстрации к "Сказке о Маше и Ване".
Жили Маша с Ваней и со своей бабушкой на краю деревни (край деревни - примечательная деталь). Всего у них было вдоволь. А рядом с ними - лес дремучий, темный бор -
Сосны, ели... Мох ползучий
Мягко землю устилал.
Ни цветов, ни ягод алых
Не росло в лесу густом,
Щебетанья птичек малых
Не слыхали люди в нем.
Только лезли мухоморы
Да лишайник вырастал,
Да ночами в сердце бора
Филин грозно хохотал.
Завелась в нем баба-яга...
Иллюстрации к сказке "Сынко-Филипко"
В этой сказке баба-яга обманом (подменив голос) завлекает в свою избушку Филипка, чтобы изжарить его и съесть со своей дочерью Настаськой (на второй иллюстрации изображена как раз дочь бабы-яги). А когда ей это не удается и Филипко обманывает Настаську, баба-яга пытается до него добраться и ожесточенно пилит дерево, на котором прячется мальчик...
"Одна из лучших илллюстраций - сынко-Филипко плывет в лодке... Композиция такова, что взгляд невольно движется по диагонали от крупной фигуры мальчика в белой рубахе к носу лодки, далее - к низкому берегу с опасно петляющей красноватой тропинкой, к огненным языкам пламени под черным котелком, задерживается в белоствольных березах на пригорке, затем следует дальше к красному пятну за зеленью елки - спрятавшейся Бабе Яге. В цвете идет нарастание напряжения - от острой зеленой осоки в воде до красных языков пламени костра и горящих глаз старухи", - так описывает эту иллюстрацию искусствовед Л.Кудрявцева.
Иван Билибин, 1900 (Русские народные сказки. - М.: Изд. дом Мещерякова, 2009)Эта страшная злая баба-яга прилетела к нам в ступе из... прошлого века (самого его начала). Темный глухой лес, на фоне которого она возникла, острые сучья, колкие ветки елок и красные мухоморы - как декорации спектакля, театральный антураж. Знаменитый русский мастер написал ее в стилистике модного тогда направления, созданного группой художников - "Мир искусства".
Перед нами - фрагмент типовой обложки художника к книжкам с русскими народными сказками (ко всем 6 брошюрам) - на нее Билибин вынес основные мотивы (и избушка Бабы яги - один из них), а также полосная иллюстрация и заставка к сказке "Василиса Прекрасная".
"...Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Бабы-яги. Забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами. Вместо верей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами...
Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне. Подскакал к воротам Бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, - настала ночь. Но темнота продолжалась недолго: у всех черепов на заборе засветились глаза, и на всей поляне стало светло, как середи дня...
...Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба Яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:
- Фу, фу! Русским духом пахнет!"
Искусствовед Ю.Герчук, отмечая, как "академически точно, до сухости натурально" нарисованы у Билибина люди и животные, про его бабу-ягу пишет:
"Даже старшная Баба-яга в своей деревянной ступе изображена не как воплощение лесных ужасов, а скорее как любопытный уродец - с ученым интересом к особенностям ее анатомии и с пристальным вниманием к узорам покрывающих ее аккуратную одежду заплаток" (Встреча с классикой: сказки Билибина // Художественные миры книги. - С. 148).
А. Бенуа (Азбука в картинках Александра Бенуа. - М.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1904)
"Культ детства - знак молодого ХХ века. ...Художники ищут первозданность взгляда на мир в воспоминаниях о своем детстве. Оно - защита от "скучной, жалкой действительности". "Азбука в картинках" - это возвращение Александра Бенуа в безгранично счастливое детство, и такому же детству предназначал он свою единственную детскую книгу. Торжественность букв, большие цветные картинки, декоративная прихоть убранства, игровая сказочная интонация. Если "Азбука" чему и учила, то прежде всего красоте, любви к книге, к искусству, любви, способной пробуждать воображение. Для нас "Азбука в картинках Александра Бенуа" - своеобразная декорация эпохи начала ХХ века, "Серебряного века" русского искусства. (Л.Кудрявцева)
Для буквы "Б" художник выбирает Бабу-Ягу. А мы еще раз убеждаемся в том, насколько важным стал этот образ для художников рубежа веков и в начале ХХ века.
Иван Малютин (Агнивцев Н. Октябренок-постреленок. - М., 1925. - из кн. Блинова В. Русская детская книжка-картинка. 1900-1941. - М., 2009.)
"Черта - нет.
Ты брось обман.
Это все один дурман.
Этих сказок не боюсь я.
Зря стараешься, бабуся".
Баба-яга новой героической эпохи - эпохи 1920-х годов - времени, когда произошло резкое переосмысление ценностей, в том числе сказок и сказочных героев.
Вениамин Лосин, 1958 (Барышникова А.К. (Куприяниха) Сказки. - М.: Московские учебники, 2006)
Иллюстрация к сказке "Золотой конь"
"... Ехали, ехали. Видят: стоит избушка на курьих ножках, на собачьих пятках.
Говорит Иван:
- Избушка, избушка, стань ко мне передом, на запад задом".
Вениамин Лосин (По-щучьему велению. - М.: Московские учебники, 2006)
Иллюстрации к "Сказке о молодильных яблоках и живой воде"
"... Стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке.
- Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Как мне в тебя зайти, так и выйти.
Избушка повернулась к лесу задом, к Ивану-царевичу передом. Зашел он в нее, а там сидит баба-яга, старых лет. Шелковую кудель мечет, а нитки через грядки бросает.
- Фу, фу, - говорит, - русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел.
А Иван-царевич ей:
- Ах ты, баба-яга, костяная нога, не поймавши птицу - теребишь, не узнавши молодца - хулишь... Ты бы вскочила да меня, добра молодца, дорожного человека, накормила, напоила и для ночи постелю собрала. Я бы улегся, ты бы села к изголовью, стала бы спрашивать, а я бы стал сказывать - чей да откуда".
Владимир Перцов (По-щучьему велению. - М.: Московские учебники, 2006)
Иллюстрация к сказке "Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что" (в обработке А.Н. Толстого)
Обработка А.Н. Толстого этой сказки сюжетно весьма отличается от обработки А. Афанасьева. У последнего баба-яга попадается навстречу коменданту царя: первый раз она подсказывает ему, как избавиться от стрельца с помощью оленя золотые рога. А второй (когда это не получается) - советует послать стрельца "туда - не знаю куда, принести то - не знаю что". (Этот сюжет и взял Леонид Филатов для своего "Федото-стрельца удалого молодца".)
У А. Толстого же вместо коменданта - царский советник. И советуется он не с бабой-ягой, а с кабацким теребенью (постоянным посетителем кабака). Баба же Яга, наоборот, оказывает помощь главному герою - стрелку Андрею (она же является в этой версии матерью Марьи-царевны - главной героини). Здесь все как полагается:
"... Дошел Андрей до леса, видит - стоит избушка на курьих ножках.
- Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!
Избушка повернулась. Андрей вошел и видит - на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.
- Фу, фу! Русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел. Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь.
Андрей отвечает старухе:
- Что ты, старая баба-яга, станешь есть дорожного человека! Дорожный человек костоват и черен; ты наперед баньку истопи, меня вымой, выпари, тогда и ешь".
В. Авдеев, 1966 (Быль и небыль. - М.: Эннеагон пресс, 2008)
Грозное, зловещее, темное создание. Таинственный дух. В этой бабе-яге чувствуется дух и эстетика 60-х годов прошлого века, когда интерес к русской национальной теме обрел второе рождение, а само время преподнесло много творческих находок и открытий в этой области.
А.Савченко (Гуси-лебеди. - М.: Малыш, 1986).
Это еще одна книжка из моего детства и любимый детский художник. Такая колоритная баба-яга с преувеличенно большой головой - очень "детская находка". Помню, что на меня она производила большое впечатление!
Виктор Корольков (Русские легенды и предания. - М.: Эксмо, 2008)
Баба-яга - довольно еще молодая коварная и весьма "деятельная" и веселая ведьма в красной душегрейке и сапогах. С мечом на поясе. Вокруг нее человеческие черепа на шестах, а в руках - лошадиный.
"...Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка - не кто иная, как сама Баба-яга..."
А. Лебедев (Сивка-бурка. - М.: Стрекоза, 2007)
Совсем другая баба-яга. Красивая. В нарядных одеждах и уборе. У этого художника она предстает доброй помощницей, знахаркой, мудрой старушкой. И в доме у нее все чисто, прибрано, светло, уютно. Пусть даже стараниями Василисы Прекрасной.
Михаил Соловьев (Мои первые сказки. - М., 2007)
Иллюстрация к сказке "Гуси-лебеди"
Марина Литвинова (Волшебные русские сказки. - М.: Эксмо, 2008).
Первая иллюстрация - с переплета. Вторая - к сказке "Морской царь и Василиса Премудрая"
Перед нами так называемый "детский" вариант. Баба-яга здесь какая-то совсем "не серьезная" - никакой загадочности, никакой зловещей ауры. Внешне (лицом) на переплете скорее мужчину напоминает (пожалуй, только рука с когтями помогает отличить в ней представительницу слабого пола). Мало в ней женского. И платочек на голове - скорее похож на пиратский. А может это не баба-яга, а кикимора какая-нибудь? Да нет. Баба-яга. Потому что рядом с ней художница изобразила кота. Наверное, это тот самый Баюн, которого упоминает в своем рассказе Сергей Бойко, - еще один сказочный персонаж:
"- Мяу! Мяу! Бабушка добрая!
- Мяу! Мяу! Это она притворялась!"
Вот и те же мухоморы смотрятся уже совсем по-другому (ни как у Билибина или Поленовой): рядом с носочками и букетиком лесных трав сушатся на веревочке.
imwerden.de - источник по Азбуке Бенуа