Во что одеть ежиху?, или Надо жениться

Mar 19, 2011 22:17


    Может, я бы не стала размещать первое свое сообщение о книге Г. Заходер, если бы не захотелось разместить это - второе.
В главе «О чем говорят книги» Галина вспоминает, как Заходер был недоволен пересказом одного эпизода сказки братьев Гримм «Заяц и еж». Вот отрывок из книги:

«Борису не нравились переводы Г.Петникова сказок братьев Гримм («Художественная литература», 1978 год).
    ...Расскажу об одной ошибке, которую Борис обнаружил в сказке братьев Гримм «Еж и Заяц».
    Всем памятна эта замечательная сказка, когда состяза­ются в беге еж и заяц и побеждает не сильный, а хитрый. Чтобы хитрость Ежа удалась, надо было сделать так, чтобы Заяц не смог отличить Ежа от Ежихи, которая будет дожи­даться его на другом конце борозды. Всем известно, что Еж и его Ежиха похожи друг на друга как две капли воды. У бр. Гримм этот момент в переводе Петникова выглядит так:

Пришел домой и говорит своей жене:
- Жена, скорее одевайся. (Подчеркнуто мной - Г.З.) Придется тебе идти вместе со мной на поле.
- А что такое случилось ? - спрашивает она.
- Да вот поспорили мы с зайцем на один золотой луидор и на бутылку водки: хочу бежать я с ним взапуски, и ты должна быть при этом.
- Ах, боже ты мой! - стала кричать на него жена. - Да ты что, одурел в самом деле. Да в своем ли ты уме? Как можешь ты бежать с зайцем взапуски ?
- Да ты уж, жена, лучше помолчи, - говорит ей еж, - это дело мое. В мужские дела ты не вмешивайся. Ступай, оденься и пойдем вместе со мной.

    И тут становится совершенно очевидно, что супруги похожи друг на друга только до тех пор, пока они не одеты. Как только Ежиха оденется, обман станет очевидным. Но ведь в сказке для детей нельзя допустить, чтобы Еж велел жене раздеваться. Как тут быть? Мне кажется, что Борис Заходер нашел очень удачный выход из этой почти «эроти­ческой» ситуации. Я помню, как мы с ним веселились, преодолевая ее. Вот как выглядит этот отрывок у Бориса Заходера:

Пришел Ежик домой и говорит жене:
- Женушка, живо собирайся, пойдем со мной в поле!
- А что случилось ? - спрашивает жена.
- Да я с Зайцем поспорил на золотой и бутылочку вина - мы с ним побежим наперегонки, и ты там должна быть.
- Боже милостивый! - закричала Ежиха. - Ты что, спятил или совсем с ума сошел ? Да как ты можешь с Зайцем в беге состязаться?
- Придержи язык, баба! - сказал Еж Ежович. - Это моя забота, а ты в мужское дело не лезь. Скинь только свой платок бабий и пошли!»

Прочитав, я пошла посмотреть, как же в книжке, которую я купила где-то больше двух лет назад для своего ребенка. Это издание из серии «Любимая книжка» изд-ва «Центрполиграф». Иллюстрировал книжку В.В. Вторенко. А текст пересказала М.М. Шмидт. В этом пересказе, как и у Петникова, еж предлагает жене одеться.
   А что же художник?
  Вот как изобразил сцену «узнавания» ежа зайцем Вторенко:


  

Похоже, что пересказчица и художник нашли выход из щекотливой ситуации. Он изобразил ежиху во всем похожую внешне на своего мужа, женский наряд которой прикрыт кустами. (За кустами ежиху спрятала и сама пересказчица.) И этого достаточно, ведь заяц не пойдет проверять, какое платье на еже - штаны или юбка. Верх-то как раз художник изобразил одинаковым - на еже и на ежихе белая рубашка и серенькая жилеточка.
   А то, что еж говорит своей жене одеваться, можно воспринять просто как машинальное: «Одевайся (или собирайся), пойдем». Может быть, еж принадлежит к такому кругу, где муж не особо следит за тем, как одевается жена? И сам не придает этому особого значения. В отличие от зайца. Он-то вот как разодет!

Но я обнаружила, что есть у меня еще один сборник братьев Гримм. Иллюстрации Е. Монина, пересказ Б. Заходера (Махаон, 2008). Заглянула и прочитала, что все-таки Заходер не написал, как хотел, про бабий платок. Слова «одевайся, жена» остались: «Марш одеваться, и идем!» Только в данном случае Монин, действительно, заставил жену одеться - т. е. переодеться в мужнин костюм:


 

Как же описан выход жены? У Заходера она затаилась в борозде, а когда прибегает заяц, просто кричит:
   - А я уже тут!
   Ну а поскольку борозда низковата будет даже для ежихи, то вот она и вынуждена переодеться.
   В пересказе Шмидт ежиха, как и нарисовал художник, стоит за кустом. И на развороте мы видим обоих - мужа и жену. Как мило и забавно они словно переглядываются друг с другом. Заяц видит ежа, но мы, читатели, видим именно жену - ежиху. И это важно. Потому что в рисунках Вторенко и пересказе Шмидт сохраняется интересная мысль, которая исчезает у Заходера. «Если надумал жениться, то выбирай жену своего круга, чтобы была она на тебя похожа и могла помочь в беде».
    Конечно, эта (вторая) мораль немного старомодна, а может быть, даже ее можно посчитать как призыв к дискриминации. Мол, братья Гримм за сословную ограниченность: богатый женится на богатой, бедный - на бедной. Поэтому (а, может быть, как у мужчины, для которого тема выбора жены - очень личная и болезненная) у Заходера она исчезает. (Остается только первая: «Никто, каким бы он себя важным ни воображал, не должен издеваться над маленьким человеком». Поэтому совсем без одежды в этой сказке никак нельзя. Что же тогда, как не нарядный камзол подчеркнет статус его обладателя? Если только - рост и размеры. Именно на это, хотя его звери тоже в одежде, делает упор Е. Монин. Но, по-моему, одежда - не сама по себе, а как прием - у Вторенко более эффектна и убедительна в этом случае.)


                  

Так вот если мы обратимся к рисункам Вторенко, то увидим, что художник развивает эту вторую, несовременную мысль в очень симпатичную идею - мысль семейную. Еж победил зайца не потому, что оказался хитрее. Для ребенка это не самая лучшая мораль. А потому, что женился! Вот у зайца нет жены, его некому заменить. А ежу повезло: пока жена за него стоит, он может и отдохнуть в тенечке.
    (Рисуя семейную пару, Монин не исключает, а Вторенко расписывает, как прекрасна и весела семейная жизнь, - добавляя в нее детей. По духу интерпретация Монина, может быть, ближе Заходеру и его семейной ситуации. Ну а Вторенко, возможно, - Шмидт?)


              

Примечательно, что братья Гримм в качестве помощника ежа выбрали именно жену. А ведь это мог быть и брат, и друг. В таком случае ему точно не надо было переодеваться, и он стопроцентно был бы похож на ежа.

поэт Заходер Б., художник Вторенко В., художник Монин Е.

Previous post Next post
Up