Пo графическому начертанию «Что такое хорошо и что такое плохо» и «Флейта-позвоночник», «История Власа - лентяя и лоботряса» и «Облако в штанах» одинаковы, везде строчки расположены характерной для Маяковского лесенкой. И мне казалось, что эта лесенка и читаться должна всегда так, как читал сам Маяковский: с трибуны, стоя во весь свой высокий рост, громовым голосом «агитатора, горлана-главаря». И вот однажды в детском саду мне довелось услышать, как читает «Что такое хорошо и что такое плохо» воспитательница. Сидя на маленьком детском стульчике, в кругу малышей, она теплым задушевным голосом напевно рассказывала: «Дождь покапал и прошел. Солнце в целом свете. Это - очень хорошо и большим и детям... Если мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый, поступает хорошо... Этот чистит валенки, моет сам галоши, он хотя и маленький, но вполне хороший».
Где же обычная суровость, митинговая плакатность, хлесткость, усложненность, беспощадный сарказм Маяковского? Я не слышал и не знаю, читал ли стихи для мальшей сам Маяковский, но в исполнении воспитательницы в его стихах открылась для меня беспредельная материнская мягкость и теплота, ясность, простота и доступность для понимания самых маленьких.
Я любил Маяковского и его ранние стихи знал наизусть, но стихи Маяковского для детей как-то прошли мимо моего сознания. Мне не приходило в голову иллюстрировать Маяковского, я считал, что «громко громыхающий» грохот и сатирический яд его поэзии недоступен моему тихому дарованию, а тут, слушая мягкий женский голос в детском саду, я почувствовал, что эти стихи Маяковского как раз для меня, что мне непременно надо их иллюстрировать. Для меня вдруг открылся подлинный смысл слов. Маяковского из его статьи «Как делать стихи», который ранее тоже проходил мимо моего сознания:
«Нельзя работать вещь для функционирования в безвоздушном пространстве или, как это часто бывает с поэзией, в чересчур воздушном. Надо всегда иметь перед глазами аудиторию, к которой этот стих обращен. В особенности важно это сейчас, когда главный способ общения с массой - это эстрада, голос, непосредственная речь. Надо в зависимости от аудитории брать интонацию убеждающую или просительную, приказывающую или вопрошающую».
Для меня стало ясно, что нарочито усложненная форма прежних иллюстраторов «Что такое хорошо и что такое плохо» не соответствует стилю этих стихов и совершенно не учитывает восприятие маленьких зрителей. Дать в рисунках для детской аудитории простоту, ясность и мягкий юмор этих стихов Маяковского и стало моей задачей.
«История Власа - лентяя и лоботряса» по своему содержанию, очевидно, адресуется для детей более старшего возраста, чем «Что такое хорошо и что такое плохо». И форма стиха в ней несколько более сложная:
Засыпает на рассвете,
скомкав
ерзаньем
кровать,
в час,
когда
другие дети
бодро
начали вставать
Или
Влас
у крана
полуголый -
не дремалось в школе чтоб,
моет нос
и мочит лоб.
И если в «Что такое хорошо и что такое плохо» отрицательные герои те, что делают плохо, в сущности, просто маленькие, глупые несмысленыши, то Влас-лоботряс - персонаж явно зловредный. Так я и трактовал это в своих рисунках. Рисунки к «Власу - лоботрясу» суровее и строже. В дальнейшем я иллюстрировал и другие стихи Маяковского для детей, стремясь каждое его произведение донести до детской аудитории с предельной простотой, наглядностью и доступностью детскому пониманию.
(из книги: Пахомов А.Ф. Про свою работу. - Л., 1971. - С. 237-243.)
Иллюстрации А.Ф. Пахомова к стихотворению В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо":
1938-1951
1951
1951
1964
Иллюстрации А.Ф. Пахомова к стихотворению В. Маяковского "История Власа - лентяя и лоботряса":
1941 (Влас у крана)
1941
1941 (Влас Прогулкин)