А.Ф. Пахомов о своей работе: стихи для детей В. Маяковского

May 03, 2010 19:52

    Пo графическому начертанию «Что такое хорошо и что такое плохо» и «Флейта-позвоночник», «История Власа - лентяя и лоботряса» и «Облако в штанах» одинаковы, везде строчки расположены характерной для Маяковского лесенкой. И мне казалось, что эта лесенка и читаться должна всегда так, как читал сам Маяковский: с трибуны, стоя во весь свой высокий рост, громовым голосом «агитатора, горлана-главаря». И вот однажды в детском саду мне довелось услышать, как читает «Что такое хорошо и что такое плохо» воспитательница. Сидя на маленьком детском стульчике, в кругу малышей, она теплым задушевным голосом напевно рассказывала: «Дождь покапал и прошел. Солнце в целом свете. Это - очень хорошо и большим и детям... Если мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый, поступает хорошо... Этот чистит валенки, моет сам галоши, он хотя и маленький, но вполне хороший».
    Где же обычная суровость, митинговая плакатность, хлесткость, услож­ненность, беспощадный сарказм Маяковского? Я не слышал и не знаю, читал ли стихи для мальшей сам Маяковский, но в исполнении воспита­тельницы в его стихах открылась для меня беспредельная материнская мягкость и теплота, ясность, простота и доступность для понимания самых маленьких.
   Я любил Маяковского и его ранние стихи знал наизусть, но стихи Мая­ковского для детей как-то прошли мимо моего сознания. Мне не при­ходило в голову иллюстрировать Маяковского, я считал, что «громко громыхающий» грохот и сатирический яд его поэзии недоступен моему тихому дарованию, а тут, слушая мягкий женский голос в детском саду, я почувствовал, что эти стихи Маяковского как раз для меня, что мне непременно надо их иллюстрировать. Для меня вдруг открылся подлин­ный смысл слов. Маяковского из его статьи «Как делать стихи», который ранее тоже проходил мимо моего сознания:
   «Нельзя работать вещь для функционирования в безвоздушном простран­стве или, как это часто бывает с поэзией, в чересчур воздушном. Надо всегда иметь перед глазами аудиторию, к которой этот стих обра­щен. В особенности важно это сейчас, когда главный способ общения с массой - это эстрада, голос, непосредственная речь. Надо в зависимости от аудитории брать интонацию убеждающую или просительную, приказывающую или вопрошающую».
   Для меня стало ясно, что нарочито усложненная форма прежних иллю­страторов «Что такое хорошо и что такое плохо» не соответствует стилю этих стихов и совершенно не учитывает восприятие маленьких зрителей. Дать в рисунках для детской аудитории простоту, ясность и мягкий юмор этих стихов Маяковского и стало моей задачей.
   «История Власа - лентяя и лоботряса» по своему содержанию, очевидно, адресуется для детей более старшего возраста, чем «Что такое хорошо и что такое плохо». И форма стиха в ней несколько более сложная:

Засыпает на рассвете,
скомкав
ерзаньем
кровать,
в час,
когда
другие дети
бодро
начали вставать

Или
Влас
у крана
полуголый -
не дремалось в школе чтоб,
моет нос
и мочит лоб.

И если в «Что такое хорошо и что такое плохо» отрицательные герои те, что делают плохо, в сущности, просто маленькие, глупые несмысленыши, то Влас-лоботряс - персонаж явно зловредный. Так я и трактовал это в своих рисунках. Рисунки к «Власу - лоботрясу» суровее и строже. В дальнейшем я иллюстрировал и другие стихи Маяковского для детей, стремясь каждое его произведение донести до детской аудитории с пре­дельной простотой, наглядностью и доступностью детскому пониманию.

(из книги: Пахомов А.Ф. Про свою работу. - Л., 1971. - С. 237-243.)

Иллюстрации А.Ф. Пахомова к стихотворению В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо":


1938-1951     
1951   
1951    
1964

Иллюстрации А.Ф. Пахомова к стихотворению В. Маяковского "История Власа - лентяя и лоботряса":


1941  (Влас у крана)    
1941      
1941 (Влас Прогулкин)

ВОСПОМИНАНИЯ художников, художник Пахомов А.Ф., К_Н_И_Ж_Н_А_Я Г_Р_А_Ф_И_К_А, поэт Маяковский В.

Previous post Next post
Up