Дядя Степа - 70-летний долгожитель. Если не как человек, то как герой советской детской книги - точно. «Выражение потребности ребенка в добром защитнике.
Разглядывая сегодня в книгах этого необычно-обычного великана, видишь любопытную временную трансформацию образа, превращение комического персонажа в положительного героя эпохи.
Первый иллюстратор «Дяди Степы» А.Каневский воспринял появившегося в 1936 году героя как персонаж абсолютно комический. …Затем дядя Степа вырос до образцового гражданина. (Да и сам С.Михалков «подправлял» героя в продолжениях поэмы.) Таким изобразил его в 1949 году И.Кеш-Проскуряков.
Искушенный и достаточно разнообразный Константин Ротов поступает похитрее, да и время движется к «оттепели», уже 1950-е годы. Его дядя Степа тоже весьма положительный мужчина, но нарисован с улыбкой, смахивает на автора стихов, особенно в облике дружелюбного милиционера…
В начале 1970-х за дядю Степу возьмется признанный живописец и график Ю.Коровин. Внесет лирическую ноту, декоративность. Получится приятный спортивный молодой человек с мечтательностью во взоре.
Владимир Гальдяев, хороший рисовальщик… найдет для поэмы игровую интонацию и по-другому взглянет на образ героя. В имени Степа есть что-то по-народному добро-снисходительное. Даже ласковое. У Гальдяева это взрослый дядя, Степан. Грубоватое лицо, накачанные мускулы, легкая самоуверенность, заломленная на затылок белая кепка. Оп-ля, и детишки в раскрытых ладонях, как в цирковом номере. Степану-то все нипочем, это ослик пригорюнился под его тяжестью. А вокруг вьются стрекозы, трепещут птички и одуванчики…» (Л. Кудрявцева «Собеседники поэзии и сказки: Об искусстве художников детской книги»)
"Журналисты говорили, что к художнику Гальдяеву хорошо приходить в гости, потому что там все художники: брат, жена, дочка и даже внучка.
К 2000 году накопилось 500 книг, которые проиллюстрировал Владимир Иванович. Лучшей своей работой он считал рисунки к рассказу Валентина Распутина «Уроки французского» и признавался, что любит придумывать картинки для стихотворений Сергея Михалкова.
Раскрашивал свои графические сочинения не очень часто. Чёрная тонкая линия сама умела летать по белой бумаге так, как будто всё нарисованное состоит даже не из воздуха, а только из мимолётного ветра".
(www.bibliogid.ru)
P.S. На сайте Библиогида и в книге Кудрявцевой (у нее, кстати, значится издание 1987 года) приведен другой вариант иллюстраций - по-видимому более поздний: в нем дядя Степа в яркой полосатой (белая с голубым) рубашке. В 1984 году дядя Степа указывает рукой вперед, почти как памятник Ленину, а в 1987 просто держит в ней одуванчик: легкий, комический эффект усиливается. А еще в сцене с ребятами на руках повернулся к зрителям лицом.
Интересно было бы сравнить два издания. Может, у кого-то есть книга 1987 года?