Издательство И.Н. Кнебель и художники детской книги (начало)

Mar 13, 2010 16:30

     

Все, кому довелось хоть раз в жизни встретиться с кнебелевскими детскими книжками, вошедшими в «Подарочную серию», навсегда запом­нили их благородный, отмеченный большим художественным вкусом внеш­ний облик. Сочные, праздничные цвета безупречно воспроизведенных в них рисунков удачно сочетаются с выразительными шрифтами и с необычной фактурой первосортной бумаги... Все в этих книжках свидетельствует о большой культуре и искренней любви к детям людей, причастных к выпуску «Подарочной серии», и прежде всего ее инициатора - известного москов­ского издателя Иосифа Николаевича Кнебеля (1854-1926).
     Уроженец галицийского городка Бучача (ныне города Тернопольской области), Кнебель с 13 лет жил в Вене, где закончил гимназию, а затем - филологический факультет университета и Академию коммерческих наук. Еще со студенческой скамьи он мечтал о работе, связанной с книжным делом. В 1880 году Кнебель покинул Австро-Венгрию и переехал в Москву, где ему было предложено место в книготорговой и издательской фирме «И. Дейбнер». Спустя два года Кнебель совместно со своим другом П. Ф. Гросманом открыл книжный магазин и «библиотеку для чтения», а с 1890 года, после смерти своего компаньона, стал их единоличным владельцем.
     К издательской деятельности Кнебель впервые обратился несколько лет спустя: в 1895-1897 годах им был выпущен ряд произведений научно-популярной и художественной литературы. Однако основными направле­ниями деятельности Кнебеля, наиболее отвечавшими его интересам и идейно-эстетическим взглядам, стали выпуск и распространение изданий по изоб­разительному искусству, пособий для наглядного обучения и детских книг. За двадцать пять лет плодотворной работы он сумел выпустить свыше 700 изданий, многие из которых до сих пор сохраняют историко-куль­турную, научную и художественно-эстетическую ценность (1).


   
  


Подчеркивая вклад И. Н. Кнебеля в развитие отечественной культуры, академик А. В. Щусев назвал его «пионером художественно-издательского дела в России» (2). Это обосновано, прежде всего, тем, что издательство Кнебеля было первым в России, специализировавшимся на выпуске книг и альбомов по изобразительному искусству. Здесь увидели свет многотомная «История русского искусства» под редакцией И. Э. Грабаря; иллюстри­рованные монографии о В. А. Серове, И. И. Левитане, М. А. Врубеле и других выдающихся русских художниках; альбомы первоклассных ре­продукций с картин Русского музея, Третьяковской и Румянцевской галерей, лучших западноевропейских художественных музеев...




Пропагандируя лозунг прогрессивной педагогики «Искусство в школу!», Кнебель стал инициатором издания таких замечательных школьных пособий, как «Картины по русской истории», «Города России» и «Картины по географии России». К их подготовке издатель привлекал талантливых живописцев и графиков начала XX века: В. А. Серова, В. М. Васнецова, С. В. Иванова, Н. К. Рериха, Б. М. Кустодиева, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, К. Ф. Юона и других.
     Наконец, издательство И. Н. Кнебеля сыграло важную роль в ста­новлении новой художественно-иллюстрированной детской книги. Многие выпущенные им издания вошли в золотой фонд отечественного книжного искусства.
     Первые детские книги, подготовленные издательством Кнебеля в 1897 году, были предназначены для дошкольников. Они представляли собой малообъемные брошюры (8-12 с.) с цветными страничными рисунками и небольшим сопроводительным текстом. Одетые в яркие плотные обложки, эти книжки пользовались значительным успехом у покупателей. В то время выходило не так много недорогих и хорошо отпечатанных иллюстриро­ванных книг для детей-дошкольников. Лубочно-грубоватые лакированные книжки Товарищества И. Д. Сытин и К°, заполнившие рынок дешевой дет­ской книгой, отпугивали покупателя своей антихудожественной внешностью, пустым, а иной раз и вредным содержанием. Предпочтение отдавалось скромным с виду книжкам издательства «Посредник», включавшим и фоль­клор, и современную беллетристику, и научно-познавательные очерки. Для детей младшего возраста предназначалась также популярная «Библиотечка Ступина», насчитывавшая около 100 названий. Внешне непритязательная, с черно-белыми гравированными на дереве неброскими иллюстрациями, она была близка по тематике изданиям «Посредника», но уступала им по содержательности.
     На общем фоне детской книги тех лет издания Кнебеля выделялись высоким качеством полиграфического исполнения. Они печатались поначалу в зарубежных типографиях, а позднее - в московской типолитографии, принадлежавшей Товариществу А. А. Левенсон. Содержание же их не от­личалось особой оригинальностью. Для малышей выпускались книжки-картинки, например: «Веселая поездка», «Кот Мурка - рыжая шкурка и его детки», «Моя киска», текст в которых нес чисто вспомогательную нагрузку и ограничивался подписями под цветными страничными иллюстрациями. В книжках же, адресованных детям старшего дошкольного возраста, тексту уделялось большее внимание: нередко в них помещались стихотворения и небольшие рассказы А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, А. К. Толстого, А. Н. Плещеева и других, а также материалы, почерпнутые из разных сборников, в том числе «Книги для чтения» Л. Н. Толстого.


         
         


К сожалению, художественная сторона кнебелевских изданий этого периода зачастую уступала содержательной. Так, большая часть упомянутых книжек иллюстрировалась анонимными художниками ремесленного склада, набившими руку на изображении сцен из детской жизни. Нередко оформле­ние такого рода изданий брал на себя автор-составитель. Как вспоми­нают современники, его роль в этом случае обычно сводилась к следующему: «Из груды случайных, стертых, аляповатых, грубых клише самого разнооб­разного содержания (обложки песенников, виньетки календарей и т. п.) выбрать наиболее приличные и эти разнохарактерные и разрозненные кар­тинки связать грамотным текстом, который непременно нужно подчинить формату, шрифту, определенному числу букв в строчке, строчкам на стра­нице и страницам в книге» (3). Порочная практика многократного исполь­зования в различных книгах одних и тех же клише иллюстраций приводила к обезличиванию художественного творчества в глазах маленького чита­теля. «Он чувствует, хотя бы и смутно, нарушение эстетической цель­ности и гармонии,- справедливо отмечал педагог и художественный кри­тик В. Мурзаев. - Какое впечатление (с художественной, эстетической сто­роны) произведут на ребенка два различных рассказа, сопровождаемые од­ною и той же картинкою?!» (4). Хотя в приведенных высказываниях нет прямого указания на издания Кнебеля, эти упреки правомерно во многом отнести и к ним. Законы частной коммерции нередко заставляли его жертвовать ка­чеством массовой, рядовой детской книжки ради полнокровной реализа­ции широко задуманных издательских предприятий, в том числе «Пода­рочной серии» детских книг. Правда, их уровень постепенно повышался. Так, второе издание тех же книжек, осуществленное в середине 1900-х годов, заметно отличалось от первого качеством иллюстраций, а третье (1910-е гг.) - вновь было улучшено, чем заслужило немало добрых отзывов рецензентов (5). Всего же за годы издательской деятельности Кнебелем было выпущено около 400 детских книг такого типа.
     Наиболее плодотворным периодом в деятельности И. Н. Кнебеля по изданию детских книг стали 1906-1917 годы. В это время окончательно сформировался репертуар детских книг издательства, разнообразный по тематике и читательскому назначению. Наряду с книжками-ширмами, книж­ками-картинками и альбомами для раскраски, предназначенными малышам, Кнебель печатал сказки народов мира и лучшие образцы литературных сказок, адресованных детям младшего школьного возраста. Тогда же он обратился к изданию книг для детей среднего и старшего возраста. Для них выпускались оригинальные и переводные повести приключенческого харак­тера, рассказы о природе и животном мире разных стран, а также бытовые повести из жизни детей. Среди художников, участвовавших в подготовке этих изданий, были такие интересные графики, как В. А. Ватагин, А. X. Вестфален, Н. Я. Давыдова, В. Д. Замирайло и Н. Н. Зедделер. Большинство этих книг для старшеклассников отличается доброкачественным худо­жественным и полиграфическим исполнением. Вместе с тем в них не ощу­щалось того новаторства, которое стало характерной чертой книг «Пода­рочной серии» И. Н. Кнебеля.
     Какие же тенденции культурной жизни России начала XX века предоп­ределили появление этой серии?
    В этот период повысилось внимание к вопросам детского чтения: значительно увеличилось количество изданий для детей, стали регулярны­ми выставки лучших из них, выросло также и число детских библио­тек. Наряду с литературными и педагогическими, все чаще стали подни­маться вопросы художественного и полиграфического оформления детской книги. Этому в немалой степени способствовал рост «художественно-пе­дагогического движения» в России, основной задачей которого было разви­тие эстетической культуры детей.
      Несколько раньше началось аналогичное движение на Западе, где эстетическое воспитание основывалось главным образом на изучении об­разцовых, классических произведений искусства. Преломляя эти идеи на детские иллюстрированные книги, немецкий педагог Герман Кастер писал: «Кто видит постоянно безвкусное и безобразное, не может развивать своего вкуса. Только тот будет понимать искусство, кто воспитывался на худо­жественных произведениях» (6).
     По мнению одного из активных сторонников «художественно-педа­гогического движения» в России профессора Н. Е. Румянцева, это дви­жение не было делом моды, временным, случайным явлением, а было серьез­ным многообещающим течением, имевшим глубокие корни в истории. «Это требование, с одной стороны, жизни, с другой - новейшей педаго­гики, - писал Румянцев. - Художественно-педагогическое движение есть не что иное, как отголосок оживления интереса к искусству в жизни современного общества» (7).
    К сожалению, новому течению не всегда удавалось соединить эсте­тические задачи с нуждами реальной действительности и общественной жизни. И все же положительные его стороны были весьма очевидны: так, в обществе стало вырабатываться критическое отношение к художествен­ному облику детской книги - наряду с текстом важнейшей ее частью стала признаваться иллюстрация. Постепенно мнение всех искренне заинтересо­ванных в эстетическом развитии детей стало однозначным: детская книга должна быть художественна по своей внешности.
     В числе издателей, раньше других оценивших непосредственную связь хорошо оформленной, безупречно отпечатанной книги для детей с разви­тием их эстетического вкуса, был И. Н. Кнебель. Практическим вопло­щением новых задач, поставленных временем перед детской книгой, и стал выпуск «Подарочной серии», издававшейся Кнебелем в 1906-1918 годах и предназначавшейся для детей младшего возраста. В нее вошло около пяти­десяти тонких, 12-страничных книжек-тетрадок в 1/4 долю печатного листа (т.е. обычного ныне размера книг для дошкольников). Каждая выпускалась тиражом 5000 экземпляров и стоила, как правило, 50 коп. Большинство книжек выдержали по нескольку изданий/Значительную часть серии состави­ли русские народные сказки («Теремок», «Мизгирь», «Никита-Кожемяка», «Журавль и цапля», «Морозко», «Коза-дереза» и другие); вошли арабские («Говорящая птица», «Синдбад-мореход»), а также литературные сказки Г.-Х. Андерсена («Прыгун», «Соловей»), В. Гауфа («Жизнь Альмансора», «Корабль-призрак», «Маленький Мук», «Холодное сердце»), Р. Густафсона («Баржа», «Земной глобус папы»), баллады и сказка В. А. Жуков­ского («Как мыши кота хоронили», «Кубок», «Роланд-оруженосец»); басни И. А. Крылова и И. И. Хемницера.
   К сожалению, в ряде книг серии литературная основа была слабее декоративной, за что Кнебеля не раз упрекали даже его ближайшие друзья. Как вспоминала дочь издателя, народная артистка РСФСР Ма­рия Кнебель, «отец в этом вопросе упрямо держался собственной точки зрения.
      - Ребенок быстро забудет о содержании, - говорил он. - А краски, красочная гамма, рисунок запечатлеются в его душе надолго и оставят след, может быть, навсегда» (8). Та же мысль была подчеркнута Кнебелем в его письме к Д. И. Митрохину от 7 марта 1916 года по поводу одной из ил­люстрируемых им книг: «(...) желательна возможно большая простота замысла и исполнения (...) Мне кажется, что необходимо создавать более яркие цветистые картинки по возможности в целую страницу, больше сплошных красок <...>» (9). В связи с этим известный советский искусствовед П. А. Белецкий, делясь своими впечатлениями, сохранившимися от об­щения в детские годы с кнебелевскими книжками, писал: «...„внешность" книги, иллюстрации производили глубокое впечатление, запомнились на долгие годы, а содержание забылось» (10). Как бы то ни было, главным лицом в кнебелевских детских книжках был не автор, а художник. Изда­тель смотрел на иллюстрации в детской книге не как на придаток, а как на ее важнейшую часть, считая, что в руках талантливого художника ил­люстрация всегда существенно дополняет мысль автора, обогащает ее новыми деталями, по-новому раскрывает замысел писателя. Именно поэтому в «Подарочной серии», утвердившей новый тип русской детской книги, красочные иллюстрации и декоративные оформительские элементы преоб­ладали над текстом небольшого по форме литературного произведения (сказки или стихотворения), подчиняли его себе.
      Идея изданий такого рода принадлежала знаменитому Абрамцевскому художественному кружку (11). Не случайно авторами первых книжек-тет­радок нового типа стали активные члены кружка Е. Д. Поленова (Война грибов. М., 1889) и В. М. Васнецов (Пушкин А. С. Песнь о вещем Олеге. Спб., 1899). Декоративные находки Поленовой получили дальнейшее раз­витие в книжной графике художника С. В. Малютина (Пушкин А. С. Сказка о царе Салтане. М., 1898; Пушкин А. С. Руслан и Людмила. М., 1899; «Ай-ду-ду». М., 1899 и др.), а творческие поиски В. М. Васнецова - в откровенно стилизованных иллюстрациях И. Я. Билибина («Царевна-ля­гушка». СПб., 1901; «Василиса Прекрасная». СПб., 1902; «Марья Моревна». СПб., 1903 и др.).
Совершенно иной дух, далекий от подражания русской старине, внес в детскую книгу А. Н. Бенуа (Азбука в картинах. СПб., 1904), положив­ший в основу украшения «признак развлекательности, облеченной в изыскан­ную и непринужденную графическую форму» (12).
      Осуществлению оригинальных книжно-графических замыслов способ­ствовали и руководители типографий, где печатались эти книги, главным образом типографии Товарищества А. И. Мамонтова (в Москве) и Экспе­диции заготовления государственных бумаг (в Петербурге), работавшие в тесном контакте с художниками.
     Несомненной заслугой Кнебеля было то, что он одним из первых по достоинству оценил не только новаторство этих изданий, но и тот твор­ческий союз художника с типографом, в результате которого возникли настоящие произведения книжного искусства. Подлинный вклад Кнебеля в развитие иллюстрированной детской книги заключается в том, что ранее существовавшие отдельные художественно-издательские находки были пре­вращены им в целую издательскую систему и фактически предопределили современный тип книжки-тетрадки для детей младшего возраста.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что в 1980-1982 гг. в издательстве «Художник РСФСР» в серии «Художники детям: Из истории детской книги» были переизданы большими тиражами три детские кнебелевские книжки: «Соловей» Г.-Х. Андерсена (с иллюстрациями Г. И. Нарбута), «Баржа» Р. Густафсона (с иллюст­рациями Д. И. Митрохина) и «Сынко-Филипко» (с иллюстрациями Е. Д. Поле­новой). К сожалению, качество этих переизданий во многом уступает оригинальным изданиям И. Н. Кнебеля. См. об этом: Юниверг Л. И. «Соловей», утративший голос // Дет. лит. 1980. № 7. С. 75-76.

Здесь же следует отметить, что в издательстве «Изобразительное искусство» в 1989 г. было осуществлено переиздание замечательного школьного пособия «Картины по рус­ской истории», выпущенного И. Н. Кнебелем в 1908-1913 гг. Оно вышло в виде под­борки из 32 открыток двойного формата.

2. ЦГА РСФСР, ф. 539, оп. 3, ед. хр. 4763, л. 14.

3. Детская лубочная литература и попытки ее улучшения//Новости дет. лит. 1911/12. № 5. С. 20.

4. Мурзаев В. Картинки в детских книгах//Что и как читать детям. 1911/12. № 12. С. 2.

5. Коротнева В. Издания Кнебеля для детей дошкольного возраста//Что и как читать детям. 1913/14. № 7. С. 8.

6. Кастер Г. Иллюстрированные книги//Книга о ребенке. М., 1912. Ч. 2. С. 52.

7. Румянцев Н. Е. Искусство в воспитании//Труды Всероссийского съезда худож­ников. Пг., 1914. Т. 1. С. 117.

8. Кнебель М. И. Петровские линии: Воспоминания. С. 48 // Машинописная рукопись 1984 г. (Хранится в собрании Л. И. Юниверга).

9. Цит. по: Книга о Митрохине: Статьи. Письма. Воспоминания. Л., 1986. С. 243-244.

10. Белецкий П. А. Георгий Иванович Нарбут. М., 1985. С. 221.

11. Абрамцевский, или Мамонтовский, художественный кружок не был «кружком» в привычном понимании слова: он не имел устава, его членами становились без особых условий и требований. Его душой был крупный промышленник, известный меценат С. И. Мамонтов. Среди членов кружка, собиравшихся зимой в московском доме Мамонтова (на Садовой), а летом - на его даче в Абрамцеве, были: М. М. Ан­токольский, братья В. М. и А. М. Васнецовы, М. А. Врубель, К. А. Коровин, И. С. Остро­ухов, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов и Ф. И. Шаляпин.

12. Русаков Ю. А. Дмитрий Исидорович Митрохин. Л., 1966. С. 24.

1900-1917, История книги, искусствовед Юниверг Л., издательство И.Н. Кнебель

Previous post Next post
Up