Все, кому довелось хоть раз в жизни встретиться с кнебелевскими детскими книжками, вошедшими в «Подарочную серию», навсегда запомнили их благородный, отмеченный большим художественным вкусом внешний облик. Сочные, праздничные цвета безупречно воспроизведенных в них рисунков удачно сочетаются с выразительными шрифтами и с необычной фактурой первосортной бумаги... Все в этих книжках свидетельствует о большой культуре и искренней любви к детям людей, причастных к выпуску «Подарочной серии», и прежде всего ее инициатора - известного московского издателя Иосифа Николаевича Кнебеля (1854-1926).
Уроженец галицийского городка Бучача (ныне города Тернопольской области), Кнебель с 13 лет жил в Вене, где закончил гимназию, а затем - филологический факультет университета и Академию коммерческих наук. Еще со студенческой скамьи он мечтал о работе, связанной с книжным делом. В 1880 году Кнебель покинул Австро-Венгрию и переехал в Москву, где ему было предложено место в книготорговой и издательской фирме «И. Дейбнер». Спустя два года Кнебель совместно со своим другом П. Ф. Гросманом открыл книжный магазин и «библиотеку для чтения», а с 1890 года, после смерти своего компаньона, стал их единоличным владельцем.
К издательской деятельности Кнебель впервые обратился несколько лет спустя: в 1895-1897 годах им был выпущен ряд произведений научно-популярной и художественной литературы. Однако основными направлениями деятельности Кнебеля, наиболее отвечавшими его интересам и идейно-эстетическим взглядам, стали выпуск и распространение изданий по изобразительному искусству, пособий для наглядного обучения и детских книг. За двадцать пять лет плодотворной работы он сумел выпустить свыше 700 изданий, многие из которых до сих пор сохраняют историко-культурную, научную и художественно-эстетическую ценность (1).
Подчеркивая вклад И. Н. Кнебеля в развитие отечественной культуры, академик А. В. Щусев назвал его «пионером художественно-издательского дела в России» (2). Это обосновано, прежде всего, тем, что издательство Кнебеля было первым в России, специализировавшимся на выпуске книг и альбомов по изобразительному искусству. Здесь увидели свет многотомная «История русского искусства» под редакцией И. Э. Грабаря; иллюстрированные монографии о В. А. Серове, И. И. Левитане, М. А. Врубеле и других выдающихся русских художниках; альбомы первоклассных репродукций с картин Русского музея, Третьяковской и Румянцевской галерей, лучших западноевропейских художественных музеев...
Пропагандируя лозунг прогрессивной педагогики «Искусство в школу!», Кнебель стал инициатором издания таких замечательных школьных пособий, как «Картины по русской истории», «Города России» и «Картины по географии России». К их подготовке издатель привлекал талантливых живописцев и графиков начала XX века: В. А. Серова, В. М. Васнецова, С. В. Иванова, Н. К. Рериха, Б. М. Кустодиева, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, К. Ф. Юона и других.
Наконец, издательство И. Н. Кнебеля сыграло важную роль в становлении новой художественно-иллюстрированной детской книги. Многие выпущенные им издания вошли в золотой фонд отечественного книжного искусства.
Первые детские книги, подготовленные издательством Кнебеля в 1897 году, были предназначены для дошкольников. Они представляли собой малообъемные брошюры (8-12 с.) с цветными страничными рисунками и небольшим сопроводительным текстом. Одетые в яркие плотные обложки, эти книжки пользовались значительным успехом у покупателей. В то время выходило не так много недорогих и хорошо отпечатанных иллюстрированных книг для детей-дошкольников. Лубочно-грубоватые лакированные книжки Товарищества И. Д. Сытин и К°, заполнившие рынок дешевой детской книгой, отпугивали покупателя своей антихудожественной внешностью, пустым, а иной раз и вредным содержанием. Предпочтение отдавалось скромным с виду книжкам издательства «Посредник», включавшим и фольклор, и современную беллетристику, и научно-познавательные очерки. Для детей младшего возраста предназначалась также популярная «Библиотечка Ступина», насчитывавшая около 100 названий. Внешне непритязательная, с черно-белыми гравированными на дереве неброскими иллюстрациями, она была близка по тематике изданиям «Посредника», но уступала им по содержательности.
На общем фоне детской книги тех лет издания Кнебеля выделялись высоким качеством полиграфического исполнения. Они печатались поначалу в зарубежных типографиях, а позднее - в московской типолитографии, принадлежавшей Товариществу А. А. Левенсон. Содержание же их не отличалось особой оригинальностью. Для малышей выпускались книжки-картинки, например: «Веселая поездка», «Кот Мурка - рыжая шкурка и его детки», «Моя киска», текст в которых нес чисто вспомогательную нагрузку и ограничивался подписями под цветными страничными иллюстрациями. В книжках же, адресованных детям старшего дошкольного возраста, тексту уделялось большее внимание: нередко в них помещались стихотворения и небольшие рассказы А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, А. К. Толстого, А. Н. Плещеева и других, а также материалы, почерпнутые из разных сборников, в том числе «Книги для чтения» Л. Н. Толстого.
К сожалению, художественная сторона кнебелевских изданий этого периода зачастую уступала содержательной. Так, большая часть упомянутых книжек иллюстрировалась анонимными художниками ремесленного склада, набившими руку на изображении сцен из детской жизни. Нередко оформление такого рода изданий брал на себя автор-составитель. Как вспоминают современники, его роль в этом случае обычно сводилась к следующему: «Из груды случайных, стертых, аляповатых, грубых клише самого разнообразного содержания (обложки песенников, виньетки календарей и т. п.) выбрать наиболее приличные и эти разнохарактерные и разрозненные картинки связать грамотным текстом, который непременно нужно подчинить формату, шрифту, определенному числу букв в строчке, строчкам на странице и страницам в книге» (3). Порочная практика многократного использования в различных книгах одних и тех же клише иллюстраций приводила к обезличиванию художественного творчества в глазах маленького читателя. «Он чувствует, хотя бы и смутно, нарушение эстетической цельности и гармонии,- справедливо отмечал педагог и художественный критик В. Мурзаев. - Какое впечатление (с художественной, эстетической стороны) произведут на ребенка два различных рассказа, сопровождаемые одною и той же картинкою?!» (4). Хотя в приведенных высказываниях нет прямого указания на издания Кнебеля, эти упреки правомерно во многом отнести и к ним. Законы частной коммерции нередко заставляли его жертвовать качеством массовой, рядовой детской книжки ради полнокровной реализации широко задуманных издательских предприятий, в том числе «Подарочной серии» детских книг. Правда, их уровень постепенно повышался. Так, второе издание тех же книжек, осуществленное в середине 1900-х годов, заметно отличалось от первого качеством иллюстраций, а третье (1910-е гг.) - вновь было улучшено, чем заслужило немало добрых отзывов рецензентов (5). Всего же за годы издательской деятельности Кнебелем было выпущено около 400 детских книг такого типа.
Наиболее плодотворным периодом в деятельности И. Н. Кнебеля по изданию детских книг стали 1906-1917 годы. В это время окончательно сформировался репертуар детских книг издательства, разнообразный по тематике и читательскому назначению. Наряду с книжками-ширмами, книжками-картинками и альбомами для раскраски, предназначенными малышам, Кнебель печатал сказки народов мира и лучшие образцы литературных сказок, адресованных детям младшего школьного возраста. Тогда же он обратился к изданию книг для детей среднего и старшего возраста. Для них выпускались оригинальные и переводные повести приключенческого характера, рассказы о природе и животном мире разных стран, а также бытовые повести из жизни детей. Среди художников, участвовавших в подготовке этих изданий, были такие интересные графики, как В. А. Ватагин, А. X. Вестфален, Н. Я. Давыдова, В. Д. Замирайло и Н. Н. Зедделер. Большинство этих книг для старшеклассников отличается доброкачественным художественным и полиграфическим исполнением. Вместе с тем в них не ощущалось того новаторства, которое стало характерной чертой книг «Подарочной серии» И. Н. Кнебеля.
Какие же тенденции культурной жизни России начала XX века предопределили появление этой серии?
В этот период повысилось внимание к вопросам детского чтения: значительно увеличилось количество изданий для детей, стали регулярными выставки лучших из них, выросло также и число детских библиотек. Наряду с литературными и педагогическими, все чаще стали подниматься вопросы художественного и полиграфического оформления детской книги. Этому в немалой степени способствовал рост «художественно-педагогического движения» в России, основной задачей которого было развитие эстетической культуры детей.
Несколько раньше началось аналогичное движение на Западе, где эстетическое воспитание основывалось главным образом на изучении образцовых, классических произведений искусства. Преломляя эти идеи на детские иллюстрированные книги, немецкий педагог Герман Кастер писал: «Кто видит постоянно безвкусное и безобразное, не может развивать своего вкуса. Только тот будет понимать искусство, кто воспитывался на художественных произведениях» (6).
По мнению одного из активных сторонников «художественно-педагогического движения» в России профессора Н. Е. Румянцева, это движение не было делом моды, временным, случайным явлением, а было серьезным многообещающим течением, имевшим глубокие корни в истории. «Это требование, с одной стороны, жизни, с другой - новейшей педагогики, - писал Румянцев. - Художественно-педагогическое движение есть не что иное, как отголосок оживления интереса к искусству в жизни современного общества» (7).
К сожалению, новому течению не всегда удавалось соединить эстетические задачи с нуждами реальной действительности и общественной жизни. И все же положительные его стороны были весьма очевидны: так, в обществе стало вырабатываться критическое отношение к художественному облику детской книги - наряду с текстом важнейшей ее частью стала признаваться иллюстрация. Постепенно мнение всех искренне заинтересованных в эстетическом развитии детей стало однозначным: детская книга должна быть художественна по своей внешности.
В числе издателей, раньше других оценивших непосредственную связь хорошо оформленной, безупречно отпечатанной книги для детей с развитием их эстетического вкуса, был И. Н. Кнебель. Практическим воплощением новых задач, поставленных временем перед детской книгой, и стал выпуск «Подарочной серии», издававшейся Кнебелем в 1906-1918 годах и предназначавшейся для детей младшего возраста. В нее вошло около пятидесяти тонких, 12-страничных книжек-тетрадок в 1/4 долю печатного листа (т.е. обычного ныне размера книг для дошкольников). Каждая выпускалась тиражом 5000 экземпляров и стоила, как правило, 50 коп. Большинство книжек выдержали по нескольку изданий/Значительную часть серии составили русские народные сказки («Теремок», «Мизгирь», «Никита-Кожемяка», «Журавль и цапля», «Морозко», «Коза-дереза» и другие); вошли арабские («Говорящая птица», «Синдбад-мореход»), а также литературные сказки Г.-Х. Андерсена («Прыгун», «Соловей»), В. Гауфа («Жизнь Альмансора», «Корабль-призрак», «Маленький Мук», «Холодное сердце»), Р. Густафсона («Баржа», «Земной глобус папы»), баллады и сказка В. А. Жуковского («Как мыши кота хоронили», «Кубок», «Роланд-оруженосец»); басни И. А. Крылова и И. И. Хемницера.
К сожалению, в ряде книг серии литературная основа была слабее декоративной, за что Кнебеля не раз упрекали даже его ближайшие друзья. Как вспоминала дочь издателя, народная артистка РСФСР Мария Кнебель, «отец в этом вопросе упрямо держался собственной точки зрения.
- Ребенок быстро забудет о содержании, - говорил он. - А краски, красочная гамма, рисунок запечатлеются в его душе надолго и оставят след, может быть, навсегда» (8). Та же мысль была подчеркнута Кнебелем в его письме к Д. И. Митрохину от 7 марта 1916 года по поводу одной из иллюстрируемых им книг: «(...) желательна возможно большая простота замысла и исполнения (...) Мне кажется, что необходимо создавать более яркие цветистые картинки по возможности в целую страницу, больше сплошных красок <...>» (9). В связи с этим известный советский искусствовед П. А. Белецкий, делясь своими впечатлениями, сохранившимися от общения в детские годы с кнебелевскими книжками, писал: «...„внешность" книги, иллюстрации производили глубокое впечатление, запомнились на долгие годы, а содержание забылось» (10). Как бы то ни было, главным лицом в кнебелевских детских книжках был не автор, а художник. Издатель смотрел на иллюстрации в детской книге не как на придаток, а как на ее важнейшую часть, считая, что в руках талантливого художника иллюстрация всегда существенно дополняет мысль автора, обогащает ее новыми деталями, по-новому раскрывает замысел писателя. Именно поэтому в «Подарочной серии», утвердившей новый тип русской детской книги, красочные иллюстрации и декоративные оформительские элементы преобладали над текстом небольшого по форме литературного произведения (сказки или стихотворения), подчиняли его себе.
Идея изданий такого рода принадлежала знаменитому Абрамцевскому художественному кружку (11). Не случайно авторами первых книжек-тетрадок нового типа стали активные члены кружка Е. Д. Поленова (Война грибов. М., 1889) и В. М. Васнецов (Пушкин А. С. Песнь о вещем Олеге. Спб., 1899). Декоративные находки Поленовой получили дальнейшее развитие в книжной графике художника С. В. Малютина (Пушкин А. С. Сказка о царе Салтане. М., 1898; Пушкин А. С. Руслан и Людмила. М., 1899; «Ай-ду-ду». М., 1899 и др.), а творческие поиски В. М. Васнецова - в откровенно стилизованных иллюстрациях И. Я. Билибина («Царевна-лягушка». СПб., 1901; «Василиса Прекрасная». СПб., 1902; «Марья Моревна». СПб., 1903 и др.).
Совершенно иной дух, далекий от подражания русской старине, внес в детскую книгу А. Н. Бенуа (Азбука в картинах. СПб., 1904), положивший в основу украшения «признак развлекательности, облеченной в изысканную и непринужденную графическую форму» (12).
Осуществлению оригинальных книжно-графических замыслов способствовали и руководители типографий, где печатались эти книги, главным образом типографии Товарищества А. И. Мамонтова (в Москве) и Экспедиции заготовления государственных бумаг (в Петербурге), работавшие в тесном контакте с художниками.
Несомненной заслугой Кнебеля было то, что он одним из первых по достоинству оценил не только новаторство этих изданий, но и тот творческий союз художника с типографом, в результате которого возникли настоящие произведения книжного искусства. Подлинный вклад Кнебеля в развитие иллюстрированной детской книги заключается в том, что ранее существовавшие отдельные художественно-издательские находки были превращены им в целую издательскую систему и фактически предопределили современный тип книжки-тетрадки для детей младшего возраста.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что в 1980-1982 гг. в издательстве «Художник РСФСР» в серии «Художники детям: Из истории детской книги» были переизданы большими тиражами три детские кнебелевские книжки: «Соловей» Г.-Х. Андерсена (с иллюстрациями Г. И. Нарбута), «Баржа» Р. Густафсона (с иллюстрациями Д. И. Митрохина) и «Сынко-Филипко» (с иллюстрациями Е. Д. Поленовой). К сожалению, качество этих переизданий во многом уступает оригинальным изданиям И. Н. Кнебеля. См. об этом: Юниверг Л. И. «Соловей», утративший голос // Дет. лит. 1980. № 7. С. 75-76.
Здесь же следует отметить, что в издательстве «Изобразительное искусство» в 1989 г. было осуществлено переиздание замечательного школьного пособия «Картины по русской истории», выпущенного И. Н. Кнебелем в 1908-1913 гг. Оно вышло в виде подборки из 32 открыток двойного формата.
2. ЦГА РСФСР, ф. 539, оп. 3, ед. хр. 4763, л. 14.
3. Детская лубочная литература и попытки ее улучшения//Новости дет. лит. 1911/12. № 5. С. 20.
4. Мурзаев В. Картинки в детских книгах//Что и как читать детям. 1911/12. № 12. С. 2.
5. Коротнева В. Издания Кнебеля для детей дошкольного возраста//Что и как читать детям. 1913/14. № 7. С. 8.
6. Кастер Г. Иллюстрированные книги//Книга о ребенке. М., 1912. Ч. 2. С. 52.
7. Румянцев Н. Е. Искусство в воспитании//Труды Всероссийского съезда художников. Пг., 1914. Т. 1. С. 117.
8. Кнебель М. И. Петровские линии: Воспоминания. С. 48 // Машинописная рукопись 1984 г. (Хранится в собрании Л. И. Юниверга).
9. Цит. по: Книга о Митрохине: Статьи. Письма. Воспоминания. Л., 1986. С. 243-244.
10. Белецкий П. А. Георгий Иванович Нарбут. М., 1985. С. 221.
11. Абрамцевский, или Мамонтовский, художественный кружок не был «кружком» в привычном понимании слова: он не имел устава, его членами становились без особых условий и требований. Его душой был крупный промышленник, известный меценат С. И. Мамонтов. Среди членов кружка, собиравшихся зимой в московском доме Мамонтова (на Садовой), а летом - на его даче в Абрамцеве, были: М. М. Антокольский, братья В. М. и А. М. Васнецовы, М. А. Врубель, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов и Ф. И. Шаляпин.
12. Русаков Ю. А. Дмитрий Исидорович Митрохин. Л., 1966. С. 24.