Про книгу Ю.Я. Герчука с названием «Художественные миры книги» я узнала из старой статьи 2003 года Ольги Мургиной на сайте Библиогида «...И книжному искусству вразумил. Об оформлении книг для детей» (Книга за книгой > Тема).
Речь там зашла в том числе о статье «Как же рисовать для детей?», с которой О.Мургина рекомендовала «познакомиться современным издателям и художникам и, наконец, решить для себя, как же все-таки рисовать для современных детей»...
Мне тоже хочется Вас с этой книгой. (А заодно и передать ощущения читательской радости от пролистывания и чтения книги, выпущенной специализированным советским издательством «Книга»: от расположения текста и оригинальных, очень удобных для исследователя, сносок, данных не внизу страницы, как обычно, а на широких белых полях).
">«Художественные миры книги» - это сборник книговедческих статей, написанных Ю.Я. Герчуком в разное время. (Не знаю наверняка, но могу достаточно уверенно предположить, что все они публиковались ранее 1989 г. в периодической печати. Для некоторых статей дата первой публикации принципиальна.) В своем журнале я собрала сканированные страницы статей, посвященных детской книге.
Коротко о каждой из статей.
«Как же рисовать для детей?», 1971
Статья посвящена дискуссии о состоянии детской книги начала 1970-х годов, которая развернулась на страницах журнала «Детская литература» (№ 1, 5, 6, 11 за 1971 и 1, 7, 10 за 1972 годы), под категоричным названием «Расцвет или застой?». Прогноз, который делает Герчук: новая (т.е. прежде всего 1970-х гг.) детская книжка будет «менее пестро-бездумной, менее прыгающе-ритмичной», «даст больше возможности для сосредоточенности, для размышления, уделит больше внимания тонким душевным движениям, самопознанию маленького человека, даст психологическое и нравственное, а не только сюжетное разрешение драматическим ситуациям». А чтобы достичь этого, надо впустить в детскую книгу современную (т.е. начала 1970-х гг.) взрослую графику.
Расцвет детской книги, по мнению искусствоведа, зависит от того, отражает ли она художественную культуру своей эпохи, лучшие, новаторские ее образцы.
А что же сейчас? Прежде всего надо разобраться в современной художественной культуре для взрослых. И, по-моему, заново решить вопрос: нужно ли вносить ее в детскую книгу.
Может, даже дискутировать придется над иначе сформулированной темой: «расцвет или деградация?» (Я не берусь дать ответ.)
От Бовы к царю Салтану, 1974
«У А.С.Пушкина вообще-то царь Салтан - турок».
«Что царь Салтан - турок, даже я, взрослый человек, узнала из рецензии. Да какая разница! Хоть негр!»
(из разговора читателей)
На самом деле вопрос, чей образ послужил прототипом пушкинского героя и был ли царь Салтан турком, для современного читателя не праздный. Ю.Герчук в статье «От Бовы к царю Салтану» (сам автор в порядке исключения указывает, что впервые опубликовал ее в ж. «Детская литература», №6 за 1974 г.) и А.Г. Сакович (в ж. «Художник», №2 за 1987 г.) приводят аргументы, подтверждающие мысль о том, что Пушкин «перевел» героев в свои сказки с народных лубочных картинок.
Интересны также наблюдения искусствоведа за стилизациями, использованием приемов лубка в иллюстрациях к сказкам А.С. Пушкина.
Художники «производственной книжки», 1974
«Производственная» книжка - детище 1920-х годов - «рассказы о технике, адресованные самым маленьким читателям». Сам жанр такой книжки стал знаменем искусства детской книги этого времени.
Герчук дает обзор лучших книжек, сделанных видными представителями той эпохи (сестры Г. И О. Чичаговы, А. Дейнеко, В. Лебедев, М. Цехановский, Е. Эвенбах, В. Тамби). Описывает особенности «москвичей» и художников ленинградской школы.
Непослушные наследники, 1984
Эта работа - ответ на статью известного советского художника И.Л. Бруни «Кому передать наследство? Размышления художника о будущем книжной графики» (Сов. Культура. - 1982. - 26 окт.).
Герчук становится на позиции молодых художников-иллюстраторов (В. Васильев, А. Кошкин, И. Нахова, Г. Спирин и др.), пытается услышать ИХ голос, понять, в чем суть их поиска.
Но и не без иронии: «Да, нынешние молодые художники весьма культурны, они все владеют великолепными альбомами с цветными репродукциями шедевров любой эпохи, хорошо знают, где что лежит и не нуждаются в том, чтобы самостоятельно открывать Америки. Они опираются на мировой опыт, не только хрестоматийный и банальный, но порой и очень изысканно выбранный. Такое путешествие по мелованным страницам увлекательно и может уводить далеко - в прекрасные и неведомые миры».
Встреча с классикой: сказки Билибина, 1973
Искусствовед делится своим впечатлением от советского переиздания серии русских народных сказок с иллюстрациями И.Я. Билибина. Здесь и восхищение, и критика, и снова ...восхищение.
Детские книги В.В. Лебедева, 1965-1987
Ряд статей о книгах В.В. Лебедева, идущих по времени появления книг:
1. О «Слоненке»;
2. «Приключения Чуч-ло»;
3. «Цирк»;
4. Толстяк и мороженое;
5. «Охота» для детей и для взрослых;
6. «Вчера и сегодня»;
7. Удивительные приключения «Багажа»;
8. Почему рубанок сделал рубанок;
9. «Усатый-полосатый».
Некоторые тексты были, по-видимому подготовлены для серии «Избранные детские книги советских художников» («Художник … делает книгу ...») (составление, вступительная статья и комментарии Ю.Я. Герчука) московского издательства «Советский художник» и впервые публиковались там. Это:
В.В. Лебедев. Цирк (М.: Сов. художник, 1975)
http://s-marshak.ru/books/c/c04/c04.htm С.Маршак, В.Лебедев. Мороженое (М.: Сов. художник, 1977)
http://s-marshak.ru/books/m/m07/m07.htm «Художник В. Лебедев делает книгу С. Маршак, В. Лебедев «Багаж»» (М.: Сов. художник, 1982);
http://s-marshak.ru/books/b/b08/b08.htm Полный (?) список книг этой серии, посвященных иллюстрациям В.Лебедева:
1973 - Художник Лебедев В.В. делает книгу «Киплинг. Слоненок (1921)
1975 - Художник Лебедев В.В. делает книгу «Маршак С. Цирк (1924)
1976 - Художник Лебедев В.В. делает книгу «Маршак С. Мороженое (1925)»
1978 - Художник Лебедев В.В. делает книгу «Лебедев В. Охота (1925)»
1978 - Художник Лебедев В.В. делает книгу «Маршак С.Я., Лебедев В. Как рубанок сделал рубанок (Л.: Радуга, 1927)
1982 - Художник Лебедев В.В. делает книгу «Маршак С.Я. Багаж (Л.: Радуга, 1926)»
Посмотреть иллюстрации и книжки:
http://elephant.kulichki.net/gal6.htmlИллюстрации к книжке «Киплинг Р. Слоненок»
http://www.chl.kiev.ua/default.aspx?id=2199Лебедев В. Приключения Чуч-ло. - Пб.: Эпоха, 1922. - 23 с.
http://infa.ws/jivopis/painter/122/04.phphttp://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st009.shtmlОбложка и иллюстрация к книге «Охота» (Л.: Радуга, 1925)
http://www.aldebarans.ru/children/36737-vchera-i-segodnya.htmlили
http://all-ebooks.com/2009/11/29/79087-vchera-i-segodnja.htmlВчера и сегодня (Л.: Радуга, 1925)
Есть еще более ранняя серия «Из лучших советских детских книг» ленинградского издательства «Художник РСФСР» (в ней просто репринтно воспроизведены сами книжки и в конце дан небольшой текст о художнике):
http://worldofchildren.ru/books/46-readbooks/503-kak-rubanok-sdelal-rubanok.htmlМаршак С., Лебедев В. Как рубанок сделал рубанок. - М., 1974 (одна из ссылок на эту книгу). О В. Лебедева - написал А.Н. Тырса.
http://kak.ru/columns/booksasbooks/a8172/ http://community.livejournal.com/ru_book_illustr/28560.htmlИллюстрации к книге «Маршак С. Усатый-полосатый» (Л.: Детгиз, 1935)
http://www.bukinist.su/cgi-bin/buk.pl?cmd=izd&id=2611&func=orderИллюстрации к книге «Маршак. С. Усатый-полосатый (М.: Детгиз, 1948)
На улице Бассейной, 1970-1983
Если вы прочитали статью «Странный герой с Бассейной улицы» из сборника М.С. Петровского «Книги нашего детства», которая недавно (в 2006 г.) была переиздана питерским издательством Ивана Лимбаха, вам интересно будет познакомиться со взглядом другого искусствоведа. Книга М.С. Петровского вышла в 1968 году. Герчук написал свою статью о Рассеянном после него, и если Петровский рассматривает героя с двоякой позиции (в захватывающем описании литературоведа из отрицательного он постепенно становится в наших глазах положительным), то для Герчука Рассеянный - однозначно положительный герой, можно даже сказать - борец с мещанством, очень прогрессивный гражданин, идущий в ногу со своим временем.
В 2005 году издательство "Детгиз-Лицей" выпустило книгу "Это город Ленинград", в которой были напечатаны эти старые иллюстрации В.Конашевича к "Рассеянному".
Белым по черному, 1970-1976
Анализ необычной детской книжки, в которой главный цветом является черный - «Кутерьма» Н.Асеева с рисунками Александра Дейнеки. По-видимому, этот текст также является частью сопроводительного аппарата из книги «Художник А.Дейнека делает книгу Асеев Н. Кутерьма. 1982» серии «Избранные детские книги советских художников».
http://www.deineka.ru/work-kuterma.phpНесколько иллюстраций из этой книги.
Буквы и рисунки Владимира Перцова, 1980
Когда открываешь разворот, на котором размещена эта статья, первое, что бросается в глаза, - интригующая иллюстрация - титульный разворот из книги Чуковского «Тараканище» с рисунками М.Митурича. Вроде как узнаешь руку известного иллюстратора Корнея Ивановича - художника Мая Митурича. И тут же стоит подпись: В.В. Перцов...
http://remochka.livejournal.com/14673.htmlТекст этой статьи был помещен также в журнале remochka.
http://stream.ifolder.ru/16259432 Ссылка для скачивания файла статей
Юрий Яковлевич Герчук - российский искусствовед, художественный критик. Юрий Герчук принадлежит к числу наиболее авторитетных специалистов в области истории и теории искусства книги. В круг его интересов входит также архитектура, однако главные труды Юрия Яковлевича будут полезны прежде всего тем, кто профессионально или по душевной склонности связан с книжной культурой: «Художественная структура книги», «Советская книжная графика», «Художественные миры книги». Юрий Герчук - автор обстоятельных учебных пособий «Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства» и «История графики и искусства книги». «Я никогда не училась у Герчука, - признавалась искусствовед Галина Ельшевская, - и всё-таки считаю его кем-то вроде учителя. Потому что косвенно всё-таки училась на его книгах и статьях: ну, например, тому, что знаточество не означает начётнической скуки, что не обязательно быть узким специалистом - гораздо лучше быть специалистом широким. Герчук писал и продолжает писать об очень многом - об искусстве книги, об истории натюрморта, об орнаменте; в его профессиональный «домен» почти на равных входят архитектура и графика; он одинаково свободно ориентируется в культурных сюжетах XVIII столетия и в реалиях сегодняшнего художественного процесса. Его тексты легко узнаются по интонации - одновременно обстоятельной и разговорно-свободной. Слова складываются в понятный порядок, их смысл прозрачен, о самом сложном говорится просто, и эта простота не исключает интеллектуального артистизма: можно сказать, что автор по-просветительски учтив по отношению к своему читателю». Особый интерес для нас представляет выходившая в 1970-80-е годы серия «Избранные детские книги советских художников», в которой Юрий Герчук выступал как идейный вдохновитель, автор предисловий и составитель подробных комментариев. В серию вошёл целый ряд образцовых детских книг, в разные годы созданных крупнейшими мастерами отечественной книжной графики: В.Лебедевым, В.Конашевичем, А.Пахомовым и другими.
Ссылки на использованные источники:
http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post112466461/ - Справка о Ю.Я. Герчуке
http://www.ant-gallery.ru/node/335 - Фото: искусствовед Ю.Я.Герчук знакомится с творчеством Григория Лесухина