После утренних трамвайных обнимашек хочется говорить только о прекрасном, ну а о чем же еще! Если воспринимать это перемещение в чугунной бешеной улитке именно как обнимашки с незнакомыми людьми, а не как давку, то мир обязательно улыбнется тебе в ответ и подарит хотя бы прекрасное настроение.
Да будет хорошего настроения пост о красоте.
Я тут намедни рылась по своим альбомам времен переселения в розысках достойного стрит-арта, который именно арт, а не бессмысленная порча жилого фонда Одессы. И наткнулась на чуть позабытую папку с прогулкой в сторону художественного музея, который бывший дом Нарышкиных-Потоцких. Кто там Нарышкин, а кто Потоцкая, об этом я прослушивала на каждой экскурсии, но вот именно прослушивала, в прямом вмысле этого слова. Так что у кого вдруг интерес возникнет, то могу только в гугл всеведающий перенаправить, потому как сама в этих коленах-поколениях давно уже запуталась. Графье это, хочу сказать, никогда особыми моралистами не было. Что эти Потоцкие, что те же Потоцкие, которые насадили софиевский парк. Или это были одни и те же, разве ж упомнишь. Но куда ни сунься, у каждого аристократа, казалось бы самого аскетичного, нет-нет да и высунется из шкафа глумливый череп скелета. У того, что в парке, то и дело натыкаешься то на аллегорические памятки о прошлых любовях, ныне придушенных, то на абстракции по поводу не совсем законнорожденных потомков, тоже почивших. Не парк, а некрополис. Затейник был, чо. Но зато с художественным вкусом. А этот, который с домом, там вообще мутно. Вроде бы и прилично, но грот... И яма. Как-то в далеком детстве я с содроганием слушала экскурсовода, вещающего о том, что в ту самую яму, истерично оря, падали постылые полюбовницы из обслуги, неугодные дамочки ну и так, по мелочи. И подводили к краю ямы для любования глубиной падения. Но не суть. Шалили да и шалили. Тем не менее, шалости с прелюбодеяниями все же перемежались с действиями "для нащадкив". И теперь о самом доме. Внутри я была столькое количество раз, что в этот отаптывала аллеи у парадного входа, а на приобщение к прекрасному изобразительному искусству отправила свою Джуниор. Экспозиция музея достаточно велика, вот я и располагала как минимум часом времени. Как-то раньше никогда не обращала особого внимания на наружное убранство дома. Дом да и дом. Мерзковатого бурдового цвета. Но, оказывается, над парадным входом есть потрясающе занимательная лепнина! Вот ржали все над домом Пшонки, обвиняя его в скудном понимании прекрасного и в сорочьей мании тянуть в гнездо что ни попадя, абы блестело поярче. А дом Пшонки - это лишь один из образчиков дурновкусия нашего столетия, где парча, стразы, шторы с кистями и прочие "балясины" в сусальной позолоте. Смотрю я на лепнину Нарышкиных-Потоцких и понимаю, что аляповатость и безудержное желание унизаться цяцьками от века не зависит. Казалось бы, самое время для изящных архитектурных изысков и филигранностей, коих в прекрасной старушке Одессе хочь греблю гати, ан нет. Кому тонкой работы невесомые фасадные лепнины, а кому и ангелочки голожопые - вершина недосягаемой красоты.
Визуализирую красоту позапрошловекового ваяния. И потом не говорите, что "вот раньше не то, что теперь". Раньше тоже было ну ничего себе. И меня поразило не столько исполнение, сколько сюжеты. Ведь что-то же это должно было означать? Какой-нибудь мессидж зашифрованный. Какой-нибудь сюжет чего-нибудь. Может, это я туповата и не шарю, а тут целая поэмища. Ну что ж, кто поймет - сигнальте.
1. Ангел и козел. То ли на убой тянет, то ли приласкать хочет. И как так может быть, чтобы ангел был с жуткими пропорциями младенчика, а козел, вроде бы как, вполне себе имаго. То ли ангел вырос до взрослого без изменения младенческих пропорций, то ли козел в миниатюре.
2. Какое-то вообще неописуемое событие, рассматривая делали которого возникает только один вопрос: "Шта?" Двое в вуалях, на веревочках ведомые факелоносцем, некто с треногим зачехленным табуретом сдирает этот самый чехол, кто-то догоняет двоих в вуалях на веревочке, чтобы умостить на голову голому корзину со снедью. Что это? Как? Зачем? О чем? Ангельская вакханалия.
3. Но хотя бы тут все понятно. "Кому апельсинчики? Кому витаминчики?".
4. И снова недоразумение. Некто фея мучает кошку. Кошкожраленко, а не фея. Или это не кошка, а вовсе даже чихуахуа. Нахуа. И снова зеленщик с корзиной, заполненной товаром, на голове. То ли Нарышкины голодали, то ли Потоцкие веганствовали, но культ еды корзинами начинает четко просматриваться.
5. Видимо, на этом фрагменте происходит античный урок физической культуры. Впрочем, я не помню упражнений, где была бы необходимость завязывать глаза. Эстафета "Веселые старты"? Но тогда почему не предоставлен популярный бег в мешках.
6. И снова беда с пропорциями. Спящий на ходу немовля травит безглазой собачкой ребенка с указателями. Позапрошловековой вариант игры "казаки-разбойники" что ли.
7. Все. Моя фантазия иссякла. Просто голый и баран.
Как же все же хорошо, что это последнее фото того самого облепленного фронтона. Потому что я так и не поняла (в который раз), что же автор сего имел в виду.
Вдруг кто знает, не оставляйте в неведении. Мало ли, может же быть так, что тут искусствовед всезнающий материализуется. Окажите милосердие, поясните малообразованной - таки высокое искусство это или же попсовое ваяние ан-масс.