этнографическое

Oct 02, 2021 15:15

В Китае октябрьские праздники, пять дней отдыха, 72-я годовщина образования КНР.



Моя лента в Вэйсинь пестрит красными флагами и пожеланиями граждан КНР благополучия и мира своей родине. Из увиденного в ленте, кстати, можно отметить некоторые особенности современного кит. общества: счастья родине желают в основном либо немажорная молодежь, либо представители рабочего класса и мелкой буржуазии. Интеллигенция молчит, не знаю, фигу ли в кармане держит, или боится попасть впросак, не желает лишнего чего сказать. Хотя, я могу и ошибаться, всё-таки, со стороны наблюдая, легко прийти к неправильным заключениям. Не всяк патриот, кто о патриотизме в интернетах пишет.
Но меня заинтересовали фотографии из Аргунского Лабударина, уездного центра, где проживает много элосы, потомков русских женщин и китайских мужчин.





Как я уже писал, именно женщины являлись и являются стержнем сохранения по началу русской, а теперь уже смешанной элосы-ханьской, элосы-общекитайской своеобразной культуры метисов. Фотографии из моей ленты подтверждают мои заключения: два старика в ковбойских шляпах (по сути должны бы в картузах быть) на небольшой коллектив женщин-элосы, которые ещё могут в той или иной степени говорить по-русски и петь русские песни. Всегда одни и те же лица с налётом лубочности. Мужскому полу, как я думаю, менее интересно участвовать в культ. мероприятиях по сохранению этнической культуры. Мужики работают. Они слушают русские песни, обмениваются видео с опять же русскими песнями, во время застолий могут и русскую песню подпеть, попытаться вприсядку сплясать, если живот, который у многих от жирной пищи и частых чрезмерных возлияний, не мешает (я не шучу, пьют много, как и положено «русским», но не запойно). Но мужчины-элосы точно не заводилы. Если и принимают участие в каких-либо мероприятиях, то лишь под руководством женщин. Типичная китайская картина маслом гохуа.

Что бросилось в глаза: церемония поднятия государственного флага КНР и исполнение гимна КНР во дворе Лабударинской православной церкви. Пример шаблонного мышления, одобренного государственными органами, что современная самосознание элосы должно быть/может быть привязано к православию в рамках в общем-то атеистического государства.
К слову сказать, учитывая то, что сто лет назад на территории Трёхречья проживали как православные (никонианские) русские, так и староверы разных толков, поначалу я было думал, что возможно и среди трёхреченских элосы должны быть те, чьи матери были из староверов. Но при более глубоком рассмотрении, я таки пришёл к выводу, что староверов среди женщин, выходивших замуж за китайцев, были единицы. На это, конечно же, сказывалась обособленность самих староверов и их нежелание вступления в брак с людьми другой веры. Общение с сиднейскими староверами лишь подтвердили мои заключения. Их элосы лишь один мужчина знает, что его бабушка была из староверов, но большой разницы между никонианством и православием он не видит и, я думаю, не догадывается. Правда знает, что «их гнали, сожгли много людей-то». Но как бы там ни было, православие у элосы, это небольшая сова, которую общими усилиями накинули на глобус многонационального кит. гос-ва. Именно накинули, но не натягивают, и, думаю, натягивать не будут. Для элосы старшего поколения, вера в русского бога - связь с их детством и их матерями, и бабушками. Большинство молодых и среднего возраста элосы, выросшие в ханьской культурной традиции атеистического социалистического гос-ва, далеки от религии и вряд ли имеют глубокие познания не только в православии, но и вообще в "русскости". О результатах метисации ещё Л. Гумилёв писал. Нет в молодых поколениях и той сильной эмоциональной привязки, которая была и осталась у их родителей, которые помнят и знают «чисто русских» матерей и бабушек.
Видео не выкладываю лишь потому, что оно очень любительское и к тому же короткое.


этнография, Трёхречье, элосы, КНР, Китай сегодня

Previous post Next post
Up