_ Просмотрел много интервью с Медведевым (автор - уроженец Забайкалья, русский, вале забони тоҷикӣро хеле хуб медонад, во времена СССР живший в Таджикистане. Прочитал рецензии на книгу «Заххок» (критики-то нынче нет), которую, к сожалению, я не читал: не могу читать современную русскую прозу. Просто не могу и всё. О пошлой антисоветчине, которую даже и в Китай нынче вагонами импортируют (не иначе как позавчера узнал, что профессор-русист Пекин. уни-та получил приз за хороший перевод «Дети мои» ангажированной написательницы Яхиной), я со студентами принципиально не говорю. Рассказываю им об авторах, пишущих современный реализм, которые не пинают мёртвого слона, а так или иначе рассказывают в своих книгах о трагедиях последних тридцати лет. Говорили о Лимонове, Сенчине, Шаргунове, том же Прилепине, Садулаеве, Аствацатурове, ещё поговорим об Елизарове. Вижу их боль или гнев по всему тому, что с нами происходит. Их растерянность и, даже, неуверенность в дне завтрашнем. Наверное, поэтому и не могу читать. Ничего, кроме небольших, но надо сказать, талантливых рассказов не читал. Эти рассказы, снабжённые страноведческими и историческими комментарии, как правило, мы и читаем на уроках. Могу с уверенностью сказать, что все названные - хорошие писатели, хотя и много вторичного в ими написанном, а как иначе в литературное безвременье?, читать стоит. Впрочем, к чему это я?
Да, Медведев, муаллифи рус, ки дар Тоҷикистони Шӯравӣ зиндагӣ кардааст.
_ На неделе, готовясь рассказать студентам о книге Владимира Медведева «Заххок, я наткнулся на имя писателя, о котором никогда не слышал.
Борис Лапин. _ Вчера всю ночь читал с планшета то, что смог найти биографического о нём и его товарище Захаре Хацревине. С 1932 года они работали в литературе вдвоем, издали около десятка книг. Переводили. Писали стихи. К слову сказать, у Лапина образования было несколько классов, а Хацревин таки был иранистом: они совместно работали над переводами классика современной (написанно было в 1918-м г.) таджикской лит-ры Айни. С началом войны Лапин и Хацревин как военные корреспонденты и патриоты своей страны оказались на фронте. Погибли в одном бою под Киевом. Сюжет - достойный новой книги.
_ И вот так, благодаря лекциям по современной русской лит-ре и писателю Владимиру Медведеву, который в одном интервью и упомянул о Борисе Лапине как писателе, у которого сам Медведев научился многому, я открыл для себя новый пласт советской литературы.
Читаю «Избранное».