Историю переписали?

Aug 20, 2020 13:15

_ Пару дней назад, просматривая китнет, на одном из сайтов в рубрике «Сегодня в истории обнаружил упоминание о дате смерти, 15 августа 1666 г. некто иезуитского монаха Иоганна Адама Шалль фон Белля. Кто же он такой, этот фон Шаль, которого в современной кит. историографии зачастую называют под его китайским именем Тан Жован? Кстати, как его имя произносилось в то время, я не берусь сказать, хотя, конечно же, это можно узнать, исходя из системы фаньце (транскрипция чтения иероглифа способом стяжения начального и конечного звуков двух слогов-иероглифов (инициали первого и финали второго) .


_ Иезуит Шалль фон Белль оказался в Пекине на стыке XVI-го и XVII-го веков, и захватил конец царствования династии Мин и начало маньчжурского владычества династии Цин, говоря современным языком в Китае оказался в самое что не на есть смутное время. Как и все иезуиты, опять же говоря современным языком, служащие разведки Папского престола, монах был фанатичным пропагандистом римско-католического мировоззрения. Он, как и большинство иезуитов, носил китайское платье, изучил китайский язык (думаю, трудно установить на сколько хорошо, не говоря ещё и о том, что в первые десятилетия маньчжурского правления в обиходе среди знати был и маньчжурский язык) и выдумал себе китайское имя, как уже было отмечено, Тан Жован. Тан - видимо из-за фонетич. схожести с «Адамом» и Жован - скорее всего одно из написаний «Иоганна», хотя нект. кит. источники проводят параллели с выражением от Мэнцзы, - ван дао эр вэй цзянь чжи - смотреть на Путь (дао) и не видеть его (пути). В сочетании с «жо» «Жован» получается что тот, кто таки видит. Впрочем, нужно уточнить. Но я бы интерпретировал именно так.
_Итак, за свою иезуитскую пронырливость , иезуит Тан хорошо поработал, и в итоге был назначен председателем математического трибунала в Пекине, т.е., вошёл в ту структуру, которая тогда занималась хронологическим расчетами.
Тема эта довольно интересная, и мне пока ещё малопонятная. Но, видимо, с Тана-Иоганна-то и началась катавасия с китайской хронологией. Просто вот уже три года, как урывками работаю над одной вещичкой, где по моей задумке отведётся небольшая роль и иезуитам.
_Можно с уверенностью сказать, что монахи несли «слово Божие», читай, вели скрытую работу по подстраиванию всего и вся к римско-католическому пониманию мироустройства. Понятно, что по ряду причин в Китае не очень-то и любят говорить о влиянии иезуитов на китайскую политику все эти века. Но она, эта роль, конечно же имеет место быть. К примеру, при подписании всем известного Нерчинский договора, толмачами между маньчжурами и московитами выступали не кто иные, как два монаха-иезуита. Чего там иезуиты могли напереводить - уже вряд ли когда можно точно установить. Даже не понятно, действовали они по указивке из Ватикана, или из искренней веры в благое дело. Ясно лишь одно - не мог латинянин работать на благо варваров. А варвары в их представлении, были с обоих сторон. В этом сомнений нет.

Албазин.

Previous post Next post
Up