Пришёл домой под утро, поэтому до этих новостей руки дошли только теперь.
В развитие моей же давешней
записи о шанской бронзе: новость номер один - птичка вернулась в гнёздышко. Пекинский Поли-музей выкупил у иностранного коллекционера бронзового
феникса, которого "Жэньминь жибао", особо не рассусоливая,
объявила Государственным сокровищем - ценнейшим достоянием нации.
Историки утверждают, что "Шан-Чжоу фэнняо" ("Шанско-Чжоуская птица-феникс"), ураганная раскорячина полуметровой высоты была отлита во время династии Западная Чжоу (1046-771 гг. до н.э.). Впрочем, даже если выяснится, что раньше, то никто здесь в обморок не упадёт. В том, что это не подделка, опять же никто не сомневается, причём, объясняя, почему они так в этом уверены, эксперты слово в слово повторяют мой же тезис: мысль отлить такую дуру могла родиться только в самой оторванной древнекитайской голове. Наши современники на такое просто не способны. Известны еще как минимум два феникса трёхтысячелетней давности, оба хранятся в частных коллекциях в США, но, право же, в сравнении с выкупленной птичкой они просто несерьезные - не дотягивают даже до 20-ти сантиметров. Самый же большой, толстый и чёткий феникс в мире (а с учётом сидящего у него на спине маленького птенчика, то даже два!) вернулся на родину. Аминь.
Что до цены выкупа, то о ней виновники нынешних торжеств - менеджеры Поли-музея - скромно умалчивают. Есть информация, что птичка встала намного, намного дороже голов четырёх статуй зодиакальных зверюг из Юаньминъюаня - а известно, что головы обошлись многонациональному китайскому народу в 40 миллионов юаней (почти 5 млн. долларов).
Кстати, о деньгах. "Чайна дейли" сообщила на неделе, что в Чунцине две школьницы нашли сумку с деньгами, банковскими карточками и чеками на сумму 400 тыс. юаней. Это сорок восемь тысяч долларов, если прописью. Где такие сумки люди находят, спросите? Внимание, ответ: в автобусе. В общественном чунцинском транспорте. Именно так, кто-то ехал в автобусе и забыл там сумку с полусотней тысяч долларов и россыпью золотых банковских карт. Ну и шэньфэньчжэн (удостоверение личности) там же до кучи забыл, но это по мелочи. Эта мелочь его и спасла - хорошие девочки-школьницы по шэньфэньчжэну разыскали поседевшего за пол-дня, облысевшего и одуревшего корейку и вернули ему сумку с деньгами - всё вернули, вплоть до последней штуки гринов.
Всё закончилось благополучно: и родители девочек не прибили, и раззява-миллионщик на радостях устроил обеих в престижную частную школу, теперь ездят другим маршрутом.
Как-то плавно у меня сегодня переходы получаются. А теперь - о дорожном движении. Как заметил однажды
greentroll, удельный вес фэн-шуистов, конфуцианцев, настоящих буддистов и лиц, соблюдающих правила дорожного движения, в Китае испокон веку не превышал 2% от общего числа населения. Возведите коэффициент Энгеля (что-то там про еду и благосостояние) в степень, равную годовому приросту объемов производства китайского автомобилестроения, и умножьте на 98% - величину, оставшуюся после вычета постоянной Гринтролля, потом внесите поправку на общую неспешность, беспонтовость и плавность, с которыми выполняются самые безумные маневры. Полученный в итоге этих операций месс - это и есть китайская улица и всё, что по ней движется.
С одной стороны, с такой улицей не нужно особо упираться и регулировать рождаемость. С другой - всё-таки надо что-то делать. Ну надо, так надо. В прошлом году в Китае был принят Закон о безопасности дорожного движения, который вступил в силу полмесяца назад, 1 мая. Закон - всем законам закон. Я как-то заикался на
Полушарии, что это - уникальный в своем роде законодательный акт, содержащий норму об объективном вменении. В случае ДТП с участием пешехода (или велосипедиста) ответственность возлагается на водителя автомобиля вне зависимости от степени его вины. То есть вопрос о вине не ставится вовсе - водитель несет ответственность, даже если не виноват. Если ДТП произошло по вине пешехода, то ответственность водителя смягчается, но не до степени полного от неё освобождения.
Впрочем, маленькое послабление всё-таки было сделано: объективное вменение "не работает" в случае ДТП, устроенного пешеходом в корыстных целях. Что не влияет на безусловную применимость этого принципа во всех других случаях.
Иными словами, речь идет даже не о презумпции вины, когда ты предполагаешься виновным до тех пор, пока не докажешь обратное. Презумпция вины в некоторых отраслях законодательства - вещь нормальная практически для любой национальной правовой системы. Здесь же имеет место именно объективное вменение в чистом виде, когда элемент вины в составе административного правонарушения не учитывается вообще. Такой юридический феномен традиционно считается наследием средневековья, в современных правовых системах встречается крайне редко (надеюсь, понятно, что речь идет о сфере "чистого права", вне связи с практикой правоприменения) - я слышал о почти аналогичном правиле в Израиле, но только со слов, поэтому не ручаюсь. Еще на задворках памяти что-то лежит и сигналит по поводу объективного вменения в шариате.
Понятное дело, лаобайсину все эти крючки и умозаключения - до одной дверцы. Под огромными растяжками-слоганами, привествующими вступление нового закона в силу, все, кому не лень, лихо и не глядя, берут на два ряда вправо, а потом - на три влево. Так и ездим тут. Впрочем, громких показательных процессов по новому закону пока тоже не было.