Да!! Да!! Да!!
Система опять победила.
Я выбрала эту книгу случайно, хотелось что-то почитать такое-сякое.
Название мелькнуло в одном из пабликов, а что мне Оруэлл нравится.
Черт, это откровенное макание человека в дерьмо, как печенье в чай, только в дерьмо.
При том, Автор берет не готовую сформировавшуюся личность лет 30 и не бросает с вершины вниз. Нет, он рассказывает о поколении людей, семей, живущих в замкнутой ситуации. Ничем не примечательная семья, без каких-либо достижений, посредственные, нескладные, со слабым представление о том, как жить, и такой же неопределенной формулировкой цели и желаний.
Главгерой видел это все с детства, и с этого самого детства ему никогда не отказывали, на него надеялись, ему определили роль того, кому необходимо стать на ноги, кто сможет устроиться в какое-нибудь "хорошее место" и тогда они все заживут более менее прилично.
Гордон Комсток всю свою детскую жизнь видел нищету, смирение и жалкие попытки выпутаться из нее. Но он не жертва. Никак нет. Он нашел объяснение всем неудачам - деньги! Его обижали в школе, потому что у родителей не было денег на приличное платье для него, его дразнили, потому что карманных денег ему давали непростительно мало.
Но его родители жались и отказывали себе во многом, чтобы сын получил хорошее образование и нашел "хорошее место", он был последней надеждой на нормальную жизнь.
И что Гордон? Да ничего, он забил на учебу, начал пописывать стишки, ненавидел деньги, обвинял их во всех проблемах. А после школы и вовсе придумал теорию Бизнес-бога, который кормил свою паству жалкими подачками. И эта паства подкупалась жалованьем, новыми тарелками, хорошим ужином, милой девушкой, которая в лучшем раскладе становилась женой, а дальше описание бытовухи и венцом этой картины мира становился ненавистный фикус, как показатель мещанства. Ключевой момент, что Гордон объявляет войну деньгам, мол, я не поддамся искушению, деньги это зло, пойду против системы, против Бизнес-бога, "хороших мест". Его мать умерла отдав последнее здоровье для работы, что сынок получил образование, сестра отдала молодость и красоту для того чтобы Гордон стал на ноги, а он взял и отказался от этого и начал "воевать".
И тут, Оруэлл делает очень тонкий финт, он как бы поддается на эту борьбу против денег, но оставляет за собой право дергать за ниточки. Он не просто макает героя в дерьмо: определяет своего героя на никудышнюю работу, оставляет вокруг него только нескольких преданных людей (но тоже оказавшихся в ловушке своих убеждений), поселяет в дом, который соответствует зарплате, лишает его нормального питания, одежды, секса. При этом терпеливо выслушивает нытье о том как все плохо без денег, что все удовольствия и радость можно получить имея деньги, а когда их нет, то о человеке забывают, позволяют пренебрегать им, унижать.
Оруэлл терпеливо все это "слушает" описывая нам казалось бы полный бред человека ленивого, эгоистичного, жалкого. Пессимизм Гордона просто зашкаливает, зацикленность на деньгах пугает. И будучи наблюдателем этой истории начинаешь копаться в себе, в своих реакциях, прожитых ситуациях. Тем временем Оруэлл бросает своего в неловкие постыдные ситуации, когда тот имея казалось бы непреклонные принципы: платить за даму, так боится не рассчитать свои сбережения, что от страха попадает в ситуацию, когда дама его выручает. Непреклонный принцип не занимать денег у друзей, гневно восклицать о нежелании подачек, быть обузой, он приходит к сестре чтобы одолжить.
За упрямство Оруэлл портит единственный за два года удачный момент, когда Гордон может почувствовать женское тело.
Боль, ненависть, стенания, противостояние, а главное жалкие попытки написать хоть пару стихотворных строчек.
Автор не так жесток, как кажется, он играючи дает герою шанс реабилитироваться, хотя бы купить пальто. Присылает чек на 50 баксов. И что делает герой, он честно планирует отдать половину настрадавшейся сестре, а на остальное поесть, купить вещи. Но радость от полученных денег такая, что он спускает все на выпивку, жратву, шлюх. Все деньги за один вечер.
Оруэлл как бы намекает на незрелость Гордона и хрупкость теории о зле денег. Затем все повторяется, нищенская зарплата, каморка с клопами, ненавистный фикус, нытье и мнимое желание опуститься на дно. Очень хорошо видно, что герой боится дна, хоть и пытается показать свое падение. Он продолжает отказываться от нормальной работы, нормальной жизни, эдакий бунтарь.
Но потом, как и у многих бунтарей, у него появляется стимул. Поныв еще немного Гордон Комсток принимает правила жизни и идет на работу, которая позволяет ему снимать милую квартиру, а главное купить тот самый фикус.
Я все ждала, когда главгерой сдастся и покончит собой. Но потом поняла, что Гордон слаб, он не смог бы быть верен своим принципам до конца. Ни о каком дне не могло идти и речи, только пыль в глаза и нытье.
А еще я считаю, что эта книга обратная сторона медали мира Керуака, у которого творческие писатели, поэты, художники, которые отвергают все материальное, но в реальности лентяи и нытики зацикленные на деньгах.
Забавно, не так ли?
Гордон Комсток не вызывает уважения или жалости, только презрение, потому что он не смог постоять за себя: побить обидчиков в школе, заняв позицию не обижать других, взвалив на себя ношу бунтаря жить прилично (хотя бы мыться и бриться).