Карелия сочетает в себе суровую северную красоту и такой же дикий северный климат. У нее очень твердый характер, она не дает поблажек, и путнику необходимо быть готовым переменам в настроении погоды.
Карелия это бескрайняя тайга и многочисленные озера, в ней скрывается глубина поэзии, красота и нежность русской природы, души.
Спустя пять часов езды в машине, мы прибыли на место переправы через озеро в деревню Листнаволок. В две ходки мы перевезли вещи и себя к дому на берегу озера.
Собственно здесь нас ждали родители Саши. Приехали мы достаточно поздно, так как потеряли несколько часов блуждая в лесах Воттоваары. Так что программа из вечерней превратилась в ночную: баня к нашему приезду была натоплена. Надо сказать, что баня сделала из топляка собственноручно Сашей и его отцом. Топляк - это затонувшее при сплаве бревно, которое обладает уже определенными ценными свойствами для использования в строительстве. Лавки, столы, дверные ручки украшены выжигом по дереву. После бани нас ждал горячий ужин: традиционные щи, гречневая каша с грибами, травяной чай с малиновым вареньем. Все это объедение умопомрачительно вкусное! У Саши очень гостеприимные родители, они каждому уделили минутку, с каждым пообщались. Родительское внимание, забота, пусть даже не от своих, бесценна, особенно в данное время.
А меж тем, белые ночи в самом разгаре и когда мы ложились спать по разным углам, кроватям, и даже на печи, рассвет настойчиво стучался в окна, и предрассветную тишину нарушало только пение соловья.
Утро следующего дня началось в суете и основательных сборах в четырех дневное плавание по Заонежью. В наши планы входило посещение различных заброшенных деревень, церквей, бронирование экскурсии в Кижах, и билетов на комету.
Мы упаковывали наши вещи в герметичные мешки, грузили их на лодку, впереди было три часа плавания и древняя Пегрема. Окружающие просторы обескураживали, перехватывали дыхание своей красотой, мощью, в небе парили чайки, в воде плавала рыба, человек крайне мал среди такой мощи природы.
Неожиданностью был мужчина пожилых лет, который нас встретил на берегу, когда мы причалились для ночевки. Точнее, он появился внезапно, поприветствовал, пригласил на 33-ий симпозиум и сфотографировал на Кодак пленочный, и пригласив нас на экскурсию удалился. Наш лагерь стоял на берегу Уницкой губы, где собственно расположен"Культурно-исторический центр Пегрема", а мужчина - это профессор Журавлев Анатолий Павлович, кандидат исторических наук. Собственно он и открыл пегремские поселения первобытного человека.
Разбив палатки и приготовив ужин, мы занялись копчением рыбы и созданием финской свечи. Рыбу нам дал Сашин папа, потому что из-за накладки со временем мы не успевали ее наловить, а тем более коптить дома, в Листнаволоке. Поэтому рыбу и коптильню мы везли с собой в лодке. Рыба - лещ, коптилась на веточках ольхи, вид, запах и вкус фантастический. Я никогда такой вкуснятины не ела. Коптильня - это такой огромный ящик, принадлежавший кому-то на железной дороге, очень тяжелый и прочный. Во внутрь коптильни на решетку была уложена рыба, под низ решетки веточки ольхи, около 40 минут и шедевр кулинарии готов.
Параллельно у нас была другая забава. Финская свечка - это бревно с распилами вдоль, сверху сруб можно полить чем-то горючим и вуаля красота на весь вечер готова. Горит такой костер достаточно долго и красиво, а выглядит очень внушающее.
Утром четвертого дня у нас была экскурсия с профессором Журавлевым, он рассказывал о своем занятии, книгах, которые написал, о том что в этих землях много шунгита и рассказал о его полезных свойствах, предложил нам взять на память камушков. Затем он повел нас в места где были раньше раскопаны поселения древних, показал нам поляну идолов, звал снова в гости. К тому времени нам нужно было двигаться дальше в путь. Поэтому лагерь был собран и мы поплыли к заброшенной деревне Пегрема, смотреть на полностью деревянные дома, церкви. Одной из первых достопримечательностью была часовня Варлаама Хутынского, возведенная в XVIII веке. Разрушенные дома, заброшенные деревни, таких мест в Карелии много. Все это происходило после революции, когда деревни посчитали нецелесообразными и население было переселено в более крупные пункты.
Естественно, возвращаться после никто не стал. И даже в тех деревнях, которые населены, не все гладко, во многих нет даже электричества. Местное население живет собирательством, рыбалкой и охотой это суровые реалии в отдаленных глубинках.Еще несколько часов в пути и мы причалили на небольшой мыс, нам открывался чудный закат, а главное нас уже ждали - комары.С их количеством могли посоревноваться только ландыши, которые росли дальше в глубине леса. Мелкие кровососы нас сопровождали и ночью, и днем. Ни на минуту нельзя было остаться в одиночестве. Поэтому ночевка и сборы были стремительными, нам предстояло долгое плавание: в планах было еще несколько деревень, собственно Кижи, и ночевка на Оленьем острове.
Общий пейзаж - это бескрайнее озеро, а вдалеке берег с высокими деревьями, иногда россыпью нам встречались небольшие острова или наоборот острова внушительных размеров с деревеньками. Мимо нас проплывали рыбацкие лодки, пролетали чайки, иногда лес отступал от берега и видны были скалы. Цвет Онеги сизый с металлическим отливом, местами с зеленоватым отливом, а иногда с золотым, встречаются места темного синего глубокого цвета. Озера - глаза земли. Глядя в глаза Онеги можно увидеть историю Карелии и измерить глубину своей собственной души. Цветовая гамма озера будоражит и завораживает, а внутри легко вздрагивают струны души даже у самых черствых, разбалованных современных городских жителей.
Острова выстраивались в шахматном порядке, расступались перед нами, пропуская вперед, а иногда мы проходили через узкие проливы. Первое посещение о. Кижи было недолгим, мы забронировали экскурсию и билеты на комету, отправили открытки родным и поехали в сторону Оленьего острова. Церкви, которые мы осматривали были построены в различное время от 17 до 19 века. Одной из занимательных часовен является часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского второй половины XIX века. Само здание стояло в каменном круге, в нем же, рядом со зданием росла роскошная ель. Считается, что ель охранное дерево от злых духов, каменный круг также сооружен для защиты. На часовне башенка сделала подобно еловым ярусам, так как у жителей Карелии ель священное дерево, контуры крыши украшены резьбой и полотенцем. Архитектура того времени в отдаленных селениях совмещается в себе христианские и языческие символы. Такое сочетание бросается в глазах, потому как время и природа только сильнее подчеркивает их единство.
Последняя стоянка была на Оленьем острове. Собственно на нем расположен Оленеостровский могильник, к тому во второй половине 30-х прошлого века здесь разрабатывали известняковые залежи и были трудовые лагеря. Найденные останки в могильнике после исследований различными методами датировали от 7 тыс. до н.э. до 9 тыс. до н.э. Кроме всего прочего во время Великой Отечественной войны остров был оккупирован Финляндией. К острову подводился узкий насыпной мост, расположенная на нем узколинейная дорога, которая была разобрана после закрытия известняковых разработок. Остров пропитан тысячелетней энергией, вековой историей, к оставшимся осколкам которой есть возможность прикоснуться. Мы спускались к пещерам, проходили мимо печей в которых обжигали известь. Сейчас это заброшенное место человеком, отданное на усмотрение природы, а она время точно не станет терять. И все следы человека сотрет с течением времени. Заглядывают сюда, наверное, рыбаки да туристы.
Ночью шел дождь, а утро нас встретило ярким теплым солнцем. Впереди нас ждала прогулка среди старинных церквей и домов в музее русского деревянного зодчества Кижи.