Петербург - город многоконфессиональный. Уже более трех веков здесь бок о бок живут представители разных национальностей и вероисповеданий. Пасха, которую начинают праздновать в эти выходные, - один из особых праздников. Он не разобщает, а объединяет людей разных культур, но в каждой из них есть свои акценты. "Росбалт" выяснил, как отмечают Пасху в разных храмах города - Синагоге, Кирхе, Католическом костеле, Армянской церкви.
Для верующих Пасха - праздник воскресения Христа. Но корни этого праздника глубоки и связаны с дохристианским культом умирающих и воскресающих богов растительности. По существу своему, это древний праздник весенней пробуждающейся природы, переосмысленный в духе христианской легенды.
Впервые Пасха отмечалась в Петербурге в 1708 году. В петровском "юрнале" от 13 апреля 1708 года есть краткая запись: "Праздник Пасхи взяли в Питербурхе. А на другой день на Неве тронулся лед, и как лед очистился, того же числа его величество гулял по реке в верейке (род шлюпки)".
В этом году первыми из верующих станут отмечать светлый праздник в Еврейской общине города - 6 апреля вечером. Пасха или Песах - один из центральных праздников еврейского календаря, праздник свободы, установленный в память об Исходе евреев из египетского рабства. Главный атрибут праздника - "хлеб бедности", маца, символизирующая веру в Бога и смирение духа.
Мацу можно купить в Синагоне в течение всей недели. Эти пресные лепешки полагается есть в Песах как напоминание о хлебе, которым питались евреи, спешно покидая Египет. Спешка была не напрасной - египетская армия во главе с фараоном гналась за ними по пятам. Но на седьмой день Исхода Красное море расступилось перед евреями, а затем сомкнуло воды над головами египтян.
Как уточнила редактор информационного отдела Большой Хоральной Синагоги Анна Бродоцкая, 6 и 7 апреля вечером в Синагоге (Лермонтовский проспект, 2), пройдут Седеры - трапезы с рассказом об Исходе из Египта для всех желающих.
Седер - центральное действо Песаха. В большом зале Синагоги накроют столы для сотен людей. Набор блюд будет символичен, а сама трапеза выстроена по распорядку, не менявшемуся на протяжении тысячелетий.
В католических храмах празднование Пасхи начнется вечером 7 апреля. В храме Святой Екатерины Александрийской, что на Невском проспекте, 32-34, в 20:00 состоится большая праздничная служба, которая продлится несколько часов. Пасхальная Месса Воскресения Господня включает освящение огня, приготовление пасхальной свечи (пасхала), Крестный Ход. "Это очень красивое действие, наполненное различными церковными обрядами. Стать его свидетелями и участниками приходит много людей, не только католиков. В этот день храм заполнен до отказа, верующие стоят у стен и дверей", - рассказал отец Алехандро Карбахо.
Празднование продолжится на следующий день, 8 апреля - в полдень в костеле состоится торжественная месса. Однако в представлении верующих католиков Пасхальные дни не будет прекращаться. "Пасха - настолько великий праздник, что она будет идти всю последующую неделю. Эта неделя будет длиться как один праздничный день", - объяснил католический священник. В течение всей Пасхальной недели верующие посещают богослужения в костелах, участвуют в представлениях на религиозные темы.
Согласно обычаям, в Пасхальное воскресенье после богослужения дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами. Среди пасхальных развлечений у католиков популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки - возлюбленным.
Пасхальную ночь встретят в лютеранской Церкви Святых Петра и Павла, известной как Петрикирхе (Невский проспект, 22-24). Богослужение начнется 7 марта в 21:00. Особое внимание в этой службе уделяется огню и воде. В темную церковь вносится одна зажженная свеча, украшенная греческими буквами "альфа" и "омега" - начальной и конечной в греческом алфавите. В соответствии со словами Иисуса ("Я есмь альфа и омега, Я есмь начало и конец"), буквы символизируют то, что в руках Христа находится начало и конец жизни каждого христианина.
На следующий день в церковном зале лютеранской церкви в 10:30 состоится Пасхальное воскресное богослужение. В самой церкви заметили, что служба пройдет скромно, что отличает ее от празднующих в этот же день Пасху католиков.
Верующие лютеранской церкви пасхальным утром будут обмениваться подарками. Дети в этот день ищут спрятанные накануне родителями дары пасхального зайца, а также играют в пасхальные игры.
В воскресенье основное пасхальное действо развернется в Армянской апостольской церкви, расположенной на Невском проспекте, 40-42. Пасху по-армянски называют "Затик", вероятно, от слова "азатутюн, азатвел" (свобода, освобождаться), и она символизирует избавление от страданий, зла и смерти. Приветствуя друг друга в Пасху, русские христиане восклицают: "Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!". Армянские христиане говорят друг другу: "Христос воскрес из мертвых!" - "Благословенно Воскресение Христово!".
8 апреля в 11:00 в Армянской церкви состоится праздничная литургия. Кроме традиционных для литургии текстов, прочтут главы из Библии, посвященные Воскрешению Христа. Затем состоится Андастан - освящение четырех частей света. Священник с молитвами пройдет по храму.
После этого народное празднование Пасхи продолжится во дворе Армянской церкви. Благотворители накроют там столы с угощениями - яйцами, бутербродами, мясом и т.д. "Угощать будут не только прихожан, но и всех желающих петербуржцев и гостей города, поскольку Пасха - это праздник для всех", - подчеркивают сотрудники церкви.
Православные христиане встретят Пасху через неделю - в этом году она выпадает на 15 апреля. За день до Пасхи во всех православных храмах пройдет освящение куличей и крашеных яиц. А затем в ночь с 14 на 15 апреля около 23:00 начнется торжественное пасхальное богослужение. Примерно в полночь в храмах совершается крестный ход: под звон колоколов духовенство и прихожане с зажженными свечами, славя Господа, выйдут из храма, как бы навстречу Спасителю. Многие жители города встретят Пасху в известном на всю Россию Казанском соборе, ведь именно в него каждый год доставляют особый Иерусалимский огонь. Для верующих людей зажечь от него свою свечу - будто зажечь свою жизнь.
В эти выходные православных людей также ждут светлые праздники. В субботу отмечается Благовещение Пресвятой Богородицы. Оно посвящено возвещению архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа. В Благовещение в Казанском соборе Божественную литургию в 10:00 совершит Преосвященнейший Маркелл, епископ Петергофский. 8 апреля верующие отметят праздник Вход Господня в Иерусалим, который в народе называют Вербным воскресеньем. Веточки вербы уже сегодня продают в переходах и возле метро. На Руси верба ассоциировалась с пальмовыми ветками, которыми толпа людей встречала и приветствовала Иисуса Христа, въезжавшего в Иерусалим. На праздник принято освещать вербу в храмах, чтобы хранить ее дома весь год. Считается, что верба имеет свойство наделять здоровьем людей и животных, предостерегать от болезней и нечистой силы. После выходных православных людей ждет страстная неделя перед Пасхой, которая называется так в честь страданий Христа. Каждый день этой недели называется Великим. Пост в эти дни особенно строгий.
Стоит добавить, что в конце апреля состоится мероприятие, которое подведет своеобразный итог пасхальным празднованиям в городе. С 25 по 29 апреля в Петербурге пройдет выставка "Пасхальный праздник" как часть церковно-общественной выставки-форума "Православная Русь" (ВЦ "Михайловский манеж", Манежная площадь, 2). На ней представят экспонаты со всей России, из городов Украины, Белоруссии, Греции, русских монастырей Иерусалима. Выставка соберет более 30 тыс. человек, как верующих, так и интересующихся историей, культурой и духовной жизнью.
В Пасхальные дни в Северную столицу специально приезжают туристы, чтобы посетить соборы и храмы города. Петербуржцы могут также на время стать паломниками, чтобы увидеть своими глазами, как встречают самый светлый праздник люди разных религий и "зарядиться" общим для всех светом Пасхи.