Самое неприятное в метро для меня не толкучка и не шум, а невозможность отгородиться от происходящего вокруг. Как-то незаметно жизнь московской подземки изменилась до неузнаваемости. Стоящие на перроне пассажиры не пропускают теперь тех, кто выходит из вагона. Они встают плотным строем напротив двери, а самые активные пытаются войти еще до того, как все успели выйти. Передо мной, с моей сотней килограммов живого веса, образуют нечто вроде коридора, а вот хрупким и невысоким женщинам бывает трудно, если они не успевают пристроиться за кем-нибудь большим и сильным. Раньше, в метро советского периода, так не было. Хотя людей в час пик тоже было много. Не знаю, почему пассажиры так сильно изменились не в лучшую сторону.
Но построение перед пребывающим вагоном это дело уже, к сожалению, привычное. А вот картина, которую я наблюдал сегодня, заставила меня вздрогнуть. Семь утра, еще не так много людей в метро. Не дождавшись, пока пассажиры выйдут из вагона, в соседние двери в прорыв бросаются пожилой мужчина и женщина средних лет. Оба бегут к единственному пустому месту в середине скамьи. Синхронно подходят к нему, синхронно пытаются сесть и в полуприседе сталкиваются попами. Мужская побеждает. Женщина возмущенно фыркает и под недовольный полушепот своего конкурента-победителя идет к другой скамье в надежде на то, что на следующей станции там освободиться место.
Неужели им так трудно стоять? Думаю, нет. Есть, конечно, люди, которые плохо себя чувствуют и которым действительно очень трудно, но их немного и передвигаются они тоже с трудом. А этих очень много и они бросаются на штурм вагона с завидной энергией, даже если все происходит не в час пик. Чем вызвано это желание сесть любой ценой?
Хотя и я со временем менялся. Сейчас я редко сажусь в метро или автобусе, но раньше не садился совсем. Этому своему правилу никогда не садиться в общественном транспорте я изменил на первом курсе института, после того, как во время тренировки серьезно повредил правое колено. Помню, ребята тогда довезли меня до дома, я провалялся в кровати пару дней, но сессия была уже на носу, и пришлось ездить на занятия и зачеты. Чтобы преодолеть расстояние от остановки до аудитории, которое я обычно проходил минут за пять, тогда, с палочкой, мне требовалось сорок минут. В один из дней, когда я ехал в институт в длинном автобусе Икарус, сидя рядом с «гармошкой», ко мне подошла пожилая женщина и стала спрашивать, как же мне не стыдно сидеть, когда она стоит. Я тогда не стал возражать и встал на круге в середине автобуса. Как-то доехал, хотя коленный сустав, несмотря на эластичный бинт, ходил ходуном на каждой кочке. А по пути обратно решил, что не стоит стоять любой ценой, а лучше поступать так, как считаешь нужным в данной конкретной ситуации.