Не буду вилять хвостом, финтить и заниматься чистоплюйством, мол, «я - не я, и лошадь не моя». Возьму на себя ответственность, скажу: «У нас сегодня день народного единства». Он не про либералов, патриотов, нацистов, не про единение олигархов-капиталистов с угнетенными массами, он совсем про другое. В хорошем старом фильме «У озера» отец говорит дочери: «Нельзя всю жизнь прожить у озера». Надо как-то расширять горизонты. Пора, наконец, заглянуть за край семнадцатого года и попытаться отыскать в толще веков - своих. Почувствовать их и принять. Наверняка и моя ниточка оттуда тянется. Я ее чувствую. Там - мои русские люди. С ними и буду «объединяться».
Сейчас кое-что расскажу, но для начала небольшой сюжетец в тему: читаю про помещичьи усадьбы - наверстываю. Дошла до имения Боблово, что в Клинском районе.
Первые сведения об усадьбе относятся ко временам Ивана Грозного.
Семнадцатый, восемнадцатый века пропускаем, нас интересует 1865, когда усадьбу купил Дмитрий Иванович Менделеев. Пополам, кстати, с профессором технологического института Н.П.Ильиным.
Посмотрим, как эти упыри-помещики угнетали крестьян.
Имение было куплено удачно - «за 8000 рублей, при нем было около четырехсот десятин земли, главная часть которой была занята лесом, лугом. Имелись 60 десятин пахотной земли. Впоследствии вся пахотная земля была занята Д.И.Менделеевым под опытное поле.
В эпоху освобождения крестьян, в 60-х годах XIX в., когда земли сильно подешевели, господствовало твердое убеждение у земледельцев о невозможности выгодно вести помещичье хозяйство и обрабатывать землю без дарового крестьянского труда. Это и способствовало купле и продаже почти за бесценок поместий всяким дельцам - купцам, ростовщикам.
Д.И. Менделееву достался по разделу старый одноэтажный дом, сад и часть парка, расположенного на нескольких десятинах земли.
В 1869 году в усадьбе был построен каменный дом для семьи по эскизам и плану Д.И. Менделеева на месте старого помещичьего деревянного дома князя Е.А. Дадиани. Он был возведен в красивом «голландском» стиле с высокой красной железной крышей, с балконами, бельведером и галереей.
Д.И. Менделеев интересовался в эту пору жизни агрохимией, применением удобрений, качеством сельскохозяйственной продукции.
Дмитрий Иванович Менделеев с сыном Владимиром и дочерью Ольгой в Боблово.
Для проведения сельскохозяйственных опытов он и приобрел имение Боблово, где создал опытное агрономическое поле и на протяжении нескольких лет изучал эффективность различных видов удобрений, применял новаторские приемы в земледелии, разрабатывал методику полевых работ, ввел у себя многопольные севообороты, получая высокие урожаи с полей. В имении появились конная молотилка и другие сельхозмашины, разводился племенной скот. Все результаты Менделеев обрабатывал, докладывал о них на ученых заседаниях, а затем публиковал в трудах Вольного экономического общества. Он передавал свой опыт и крестьянам соседних деревень, у которых урожаи тогда были очень низкие.
Боблово стало притягательным местом. К Менделееву приезжали в гости, за опытом, на отдых.
Первый дом усадьбы видел и принимал многочисленных гостей Менделеева, среди которых были друзья Дмитрия Ивановича, ученые - А.Н. Бекетов, М.Я. Капустин, Я.И. Смирнов, К.Д. Краевич и другие. Сюда же приезжали в летнее время рисовать этюды знаменитые художники А.И. Куинджи, Н.А. Ярошенко, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, И.И.Шишкин и более молодые: К.А. Савицкий, В.М. Максимов, А.М. Волков и другие «передвижники». Бывали и профессора старой гвардии Академии художеств: П.П. Чистяков, М. и К. Клодт, Б.И. Орловский.
…
В Менделеевскую усадьбу постоянно приезжали летом студенты Петровской сельскохозяйственной академии (ныне Тимирязевская) на полевые работы»
.....
Люба Менделеева в роли Офелии. Боблово.
Пропускаем все связанное с Блоками, Бекетовыми, Шахматовым, с постройкой новой усадьбы в Боблово, с Капустиными, Поповыми, с открытием школ, с полетом Менделеева на воздушном шаре, с новыми сельскохозяйственными опытами…
Упираемся аккурат в семнадцатый.
Читаю:
«После революции первая усадьба перешла в ведение Соголевского волостного отдела народного образования. Здание было разобрано в 1918-1919 годах. Вторая усадьба и сарай-театр сгорели в 1919 году. От усадьбы сохранились только парк и школа - дом Смирновых».
Дико хохочу.
Какой там «разобрано» и «сгорели»! Ну, давайте не будем.
Сожгли их нахрен те самые прелестные крестьяне, для будущего которых, по большому счету, и работал Дмитрий Иванович. Сожгли и разграбили.
«Многопольные севообороты», «племенной скот, конные молотилки»!
Щас вам. Взяли - и сожгли. И не поперхнулись.
Крестьянский мятеж у них. Социяльная революция. С качественными изменениями.
Отчего все же сожгли? От эксплуатации? Вы верите, что Менделеев с Бекетовым их эксплуатировали?
От темноты и невежества.
«Собачку говорящую посмотреть» (с)
Оттого, что… сейчас скажу страшное, но после Чехова - можно… рабы.
Рабы не в смысле «тупое русское быдло», все вместе они, какие хочешь, Альпы перейдут, любые Парижи завоюют, а в личностном смысле. В отсутствии чести, достоинства, самодостаточности и самостоятельности у каждого конкретного человека, в данном случае, крестьянина.
Мама рассказывала, когда началась война, соседи набивались в избу деда, садились на корточки у печи и рассуждали: «Вот он, немец-то, сейчас им покажет! Он им задаст!»
«Им» - это всегда помещикам, власти, начальству.
Нежелание взять на себя ответственность - тоже рабство.
Не «нам», а непременно - «им».
Не в «нашей» стране, а в «их».
Не в нашей России, а в «их Рашке».
Здесь корни возможного предательства, шаткости, переметчивости.
«Я - не я, и лошадь не моя».
Про честь и достоинство вообще молчу!
«Напрасно вы их прелестными обзываете» (с)
Конечно, поджигатели не безнадежны.
Всю советскую власть они успешно боролись с темнотой и невежеством.
И на рабфак - они, и на трактор, и на самолет. И на Днепрогэс они, и на Магнитку.
И войну переломили - они. Ценой огромных потерь, но выстояли. И в космос рванули - они же.
Скопом, навалом, как на те Альпы с Суворовым, как с Жуковым на Берлин.
Боролись, но не доборолись.
Раба из себя, похоже, только-только начали выдавливать.
По себе сужу, я - их наследница по прямой. Писала не раз: дедушко ведь усадьбы да церквы-то разорял.
С ними и с теми, которые были до них, я и буду народно «объединяться».
И продолжать - за них! - начатое.
У нас, небось, 4 и 7 ноября рядышком. Вот и будем 4-го пить за Менделеева, а 7-го - за «Ра-бы - не мы».
Нифига не смешно, но пристрелите меня, если я когда-нибудь скажу «у них».