Ужупис моей мечты или несколько слов о братском Вильнюсе
В сравнении с Эстонией, Литва - беднее, теплее, веселее, безалабернее. В общем, она гораздо более наша. Но, в то же время, и не совсем наша. С одной стороны, она без трудностей понимает русский язык и свободно говорит на нем (и это при отсутствии сколько- нибудь значимого количества этнических русских, в отличие от той же Эстонии); у нее валяются «бычки» на привокзальной площади; она не стесняется обшарпанных фасадов; она торгует на крытом рынке в таких же замасленных фартуках, с таким же красноречивым темпераментом и такими же мясистыми розовощекими лицами, как у славянских базарок; у нее очень красивые девушки; она матюкается; у нее есть чувство юмора, понятное нам. Но с другой стороны, она чуть спокойнее и размереннее; она молится (или делает вид, что молится) в католических костелах; она повсеместно знает английский язык, она апгрейдила и модернизировала советские многоэтажки спальных районов, и даже обшарпанные дома украшает аккуратными корзиночками цветов; она довольно интенсивно строится, ремонтируется и прирастает не только бизнес- и торговыми центрами, но и современными жилыми кварталами.
Еще она помешана на баскетболе, в баскетбол тут играет, наверное, каждый ,а самый популярный сувенир - «летувка», зеленая майка баскетбольной сборной Литвы - серебряного призера чемпионата Европы, между прочим.
А еще Литва помнит, что когда то была Великим княжеством Литовским - мощным государством на востоке Европы, куда входила большая часть украинских земель, а также Белоруссия, и даже Смоленщина …(«Ты помнишь, Альгирдас, дороги Смоленщины? - А как же ж не помнить, я ж родом соттуда» (с) - из литовского имперского фольклора)
В туалете на вокзале вход через турникет, как в метро. Опускаешь 30 центов и путь открыт. Турникет, хоть и на электронике, но не всегда срабатывает. Или то заезжие гости не совсем правильно им пользуются. Мне повезло. Я зашел. В «предбаннике» ,возле зеркал убирается уборщица. Она вздыхает. По вздоху понимаю, что она русскоязычная. «Эх, кафель старый, аж, стыдно, - причитает уборщица, - у меня такой еще в 1983 году был, когда мы только квартиру в Вильнюсе получили. Так мы его уже несколько раз меняли. А здесь - как было, так и осталось. Наши политики говорят (куда ж без политики, отмечаю про себя),что мы европейская страна, а кафель в туалете не могут поменять. Центр приукрасили, мол, лицо города, а вокзальный туалет - это ж…па города ,что ли? А ведь гости первым делом как раз с этой ж..пой и знакомятся и думают о нас, что за страна такая, не страна , а ж..па!..Эх…»
Спешу успокоить уборщицу, говорю ,мол ,у нас, в Украине еще хуже на вокзалах. Уборщица вмиг переносит сердобольное сочувствие с туалетного кафеля на меня. «Так вы с Украины, ну что там у вас, бедные? Я не знаю кому верить - наши говорят одно ,польское телевидение тоже как и наше , а российское телевидение - совсем другое. Кому верить? Муж мой говорит - надо верить российскому». При упоминании о российском телевидении из туалетной кабинки высовывается смеющаяся голова еще одного посетителя, очевидно, из местных. Голова присоединяется к обсуждению: «Вээрьтэ бэлоруускому тэлэвыденью»- иронично советует смеющаяся голова с неподражаемым литовским акцентом и снова исчезает за дверью кабинки.
Вскоре в туалете разгораются нешуточные разносмысловые дебаты с участием бизнесмена из Киева (лейтмотив его выступления: «Путин- х..ло»), дальнобойщика из России (его лейтмотив: «меня, здесь в Литве, в магазинах все время хотят нае..ать, страна цыган и п..расов»), головы литовца из кабинки (главная идея - «и правильно ,что хотят нае..ааать, вас и не так наеееее…ывать нужно» (прячется в кабинке и предусмотрительно защелкивает шпингалет) и меня (основный тезис: «никто русских не преследует в Украине»). Уборщица пытается модерировать бессмысленное туалетное ток-шоу, но, в конце - концов обреченно разводит шваброй. Расстаемся друзьями.
Не судите о городах и странах по вокзалам и привокзальным территориям. Это весьма обманчиво, потому что, часто вокзалы представляют собой некие клоаки, куда город спускает весь асоциальный и непрезентабельный элемент, в надежде, что когда то, весь он куда-нибудь да уедет подальше от города. Но элемент никуда не уезжает и, пользуясь демократией и свободой личности, вольготно располагается на привокзальных территориях, где ему никто не запрещает плеваться, сорить, клянчить мелочь и плохо пахнуть.
Несколько сот метров вокруг вокзала, Вильнюс - ничем не примечателен. Здесь киоски с шаурмой, здесь забегаловки с какими то блинчиками, здесь небольшой Макдональдс - пристанище, ожидающих свой рейс бюджетных пассажиров и вильнюсских интеллигентных гопников, которые говорят по-литовски, матерятся по-русски и обращаются друг к другу - «братанс». То и дело снуют нищие, подбирая окурки на остановках, мелькают цыганские компании (говорят, возле Вильнюса остановился целый табор), пьют кофе в пластиковых стаканчиках водилы и гастарбайтеры. Картину оживляют грандиозные муралы (совсем недавно узнал это новое «модное» слово) и буйные граффити.
Но стоит вам пройти чуть дальше и войти под эту арку, вы попадаете в другое измерение.
. Арка называется - Ворота Аушрус, а измерение - Старый Город, один из самых больших по площади среди европейских городов. Здесь все чисто ,аккуратно и по-богатому, из монументальных костелов звучат торжественные мелодии органов, на каждом шагу тут - памятники архитектуры, где располагаются - то филармония, то художественные галереи, то театры ,или дома-музеи различных выдающихся деятелей литовской культуры, фамилии которых неизменно заканчиваются на -ис. Все это в обрамлении обязательных сувенирных магазинчиков и японских туристов с огромными фотокамерами. Кажется, японские туристы рождаются с объективами вместо лица. И все время ими щелкают.
Поэтому они никогда не обижаются когда их упрекают, типа : «Ну что ты стоишь здесь, Фукусима-сан, лицом щелкаешь». - Это я фотографирую, - улыбаясь, отвечает Фукусима-сан и тут же снова щелкает.. А щелкают они вот что:
Ратушная площадь
Национальная филармония Литвы
Собор Святой Анны. Готика
Кафедральный собор и памятник князю Гедиминасу - основателю Литовского государства
и еще Кафедральный собор
Холм трех крестов
Башня Гедиминаса
Проспект Гедиминаса.
Проспект Гедиминаса- центральный проспект Вильнюса. Вечерами здесь прогуливается и отдыхает в кафе и ресторанах респектабельная публика, чопорные, интеллигентные немолодые пары с породистыми удлиненными балтскими лицами и изысканными манерами. Этот кусочек Вильнюса ,действительно, очень похож на богатую Западную Европу. И при этом..внимание….вглядитесь на фото , в своем самом начале проспект Гедиминаса напоминает….да ..да..проспект Ленина в Мариуполе…Только вместо мариупольского драмтеатра белеет Кафедральный собор. Учитывая такое сходство современные греческие ученые выдвинули версию , что Вильнюс строился по плану Мариуполя ,а князь Гедиминас на самом деле грек, родственник Спиридона Гедимиджи из Мангуша. Это открытие современных греческих ученых вызвало немалый резонанс в научном мире. Ведь до этого научный мир лишь догадывался о существовании современных греческих ученых.
Вильнюсский национальный драматический театр и его символ- скульптурная композиция «Три музы».
Автор композиции- Станиславас Кузма, представлял музы именно такими. Существует поверье, что ночью, под покровом темноты, музы прыгают со своего постамента на случайных прохожих и насильно распространяют среди них билеты на некассовые спектакли.
Напротив театральных муз, другие три музы, они тоже распространяют ....среди случайных прохожих
Красивый дом с лошадью
Необычный памятник конфете «Стрела»
Президентский дворец. Здесь работает умница и наш друг Даля Грибаускайте
Рядом с президентским дворцом - философский факультет Вильнюсского университета. Философов здесь, судя по всему, держат за железной решеткой
Ангел отдыхает
Такую идиллическую картину можно увидеть в самом центре города, в ботаническом саду Кайренай
Ужупис (в переводе Заречье)- одна из изюминок Вильнюса ,квартал свободных художников- авангардистов, ,архитекторов, уличных музыкантов, в общем , всякой творческой и неформальной богемы. Эта богема в шутку считает Ужупис суверенной республикой и даже придумала конституцию для нее. Также в Ужуписе есть свой президент, правительство ,герб и флаг.
Самое интересное, что Еще 20 лет назад Ужупис был совсем другим- это был самый криминальный район Вильнюса и жили здесь не свободные художники, а персоны более мрачных занятий. Заходить сюда было весьма опасным делом, а выходить отсюда- невероятной удачей. (о нравах литовского криминалитета смотрите фильм "Зеро-2") . Но нашлись сумасшедшие энтузиасты из числа «творческой интеллигенции» ,а еще пара тройка таких же сумасшедших бизнесменов, готовых инвестировать в преображение Ужуписа ,нашлось понимание полиции, которая очистила территорию от самых невменяемых любителей литовского шансона ,и район стал тем, чем он есть сейчас.
Из семи тысяч жителей Ужуписа почти каждый десятый является представителем свободных профессий: живописцем, скульптором или дизайнером, композитором или артистом. Именно они придают Ужупису неповторимый колорит. Это их стараниями появились клубы, галереи, литературные кафе, открылся Центр альтернативного искусства, стали привычным явлением соревнования бардов, поэтические чтения, спектакли на берегу реки Виленки или на фоне крепостных развалин. Выставки, театрализованные зрелища и концерты бесплатны, их посещают все, кто желает.
Вот такой он, Вильнюс одного дня. Очень разный, домашний и столичный, монументальный и прикольный.