Если вы захотите прочитать текст украинского поэта Сергея Жадана
“Мудаки” и приметесь искать его в интернете, то первой же ссылкой Гугл выдаст сайт интернет-журнала “Ліва”. Это издание представляет собой информационный альманах украинских и пост-советских левых активистов. И такой результат не случаен.
Я бы не спешил называть текст
“Мудаки” и соседствующий с ним
“Зброя пролетаріату” стихотворениями. Ведь что такое поэзия? Тут есть много мнений, но мне больше других нравится определение Владимира Маяковского, которое он дал в своем стихотворении “Разговор с фининспектором о поэзии”:
“Поэзия - вся! - езда в незнаемое”.
Фраза, казалось бы, очень простая и даже незамысловатая, но на самом деле она дает точное описание работы того, что мне бы хотелось назвать “поэтическим механизмом”. Слово “езда” означает тут буквально перемещение, но не физическое, а экзистенциальное - из пространства повседневности в мир, наполненный неожиданностями, то есть тем самым “незнаемым”, о котором говорил Маяковский. Уже с первой строчки каждого стихотворения у читателя обязательно должно возникать ощущение “поездки” в смысле английского термина “trip” - то есть вербального аналога наркотического “прихода” с галлюцинациями. Читатель должен мгновенно выпадать из вульгаризованной лексики, видя неожиданные словосочетания и рискованные образы. Именно так работает поэтический механизм стихотворения Сергея Жадана
“Вони сіли за стіл, накритий на всіх...”, где изображена сходка бандитов, в которой внезапно проявляются аналогии с Тайной Вечерей. Любопытно, что первая аналогия возникает только в седьмой строфе из восемнадцати, составляющих это произведение: автор явно пытается с одной стороны усыпить бдительность, а с другой нагнести саспенс.
Всего этого нет в текстах “Мудаки” и “Зброя пролетаріату”. Они представляют собой перечисление общеизвестных фактов и призывов читателя (и слушателя также, потому что, кроме всего прочего - это тексты, которые Жадан произносит под аккомпанемент группы “Собаки в космосе”) к активным действиям.
Если это не стихи, то с чем же мы тогда имеем дело? С гражданской лирикой? Этот жанр, изобретенный российскими поэтами, явно не имеет ничего общего с текстами Жадана главным образом по политическим причинам. Дело в том, что основные темы произведений, написанных в жанре гражданской лирики, - это патриотизм, размышления о Родине, государственности и гражданском долге. Весь этот джентльменский набор “трубадуров империи” (по меткому выражению американского литературоведа Евы Томпсон) принадлежит к арсеналу правой идеологии, и совершенно не годится для использования в интересах идеологии левой.
Значит, эти тексты представляют собой просто левую агитацию в форме речитатива с музыкальным сопровождением? Вот и тут у меня большие сомнения. Конечно, на сайте “Ліва” есть и тексты народного депутата от СПУ Евгена Филиндаша и многих других менее официальных представителей левого движения. Но Жадан ведь не политик! Он не вступил ни в одну из левых партий, на концертах с его участием нет логотипов левых политических движений, на футболке поэта не увидишь не то что портретов Петра Симоненко или Леонида Грача, но даже и левых интеллектуалов Нели Ваховской и Василия Черепанина. Напротив - Жадан читает текст “Зброя пролетаріату” в футболке с изображением иконы буржуазной поп-культуры Леди Гага.
Неужели поэт исполняет роль эдакого попа Гапона ХХІ века, который, неоднократно предав анафеме любую легальную политическую деятельность, провоцирует свою аудиторию в буквальном смысле слова использовать булыжник для восстановления социальной справедливости? Как-то и в это не верится.
Все выше перечисленное наводит на мысль, что именно в текстах такого рода поэт не до конца искренен со своими читателями. Но почему так происходит? Давайте не будем забывать о том, что своим успехом поэт Сергей Жадан в какой-то мере (которую определить очень трудно) обязан таланту шоумена. И в этом нет ничего плохого: талантливыми шоуменами были и Маяковский, и Есенин и многие другие. Однако времена изменились: сегодня уже никого не удивишь ни лаптями с косовороткой, ни желтой кофтой - необходимы какие-то более эффективные средства. А что сегодня вызывает больший интерес в обществе, чем политика и насилие? О масштабном насилии сегодня в Украине мечтают многие - и власть, и оппозиция и народные массы. Однако мандат на его легитимное применение имеет только одна власть. Только власть сегодня в Украине может на законных основаниях взять заложников, избить мирных протестантов или даже народных депутатов. Поэтому неудивительно, что все прочие страстно жаждут возмездия. А любой поэт специализируется на страстях, ведь они также могут вызвать ощущение “езды в незнаемое”. Да, “Зброя пролетаріату” - это не поэзия, поэзия - это попытка Сергея Жадана выдать упоминаемый текст за стихотворение, как когда-то Марсель Дюшан выдавал за скульптуру писсуар.