Feb 27, 2010 20:50
Есть у меня маленькая ученица по фортепиано из Франции, назовем ее Алисой. У нее родители, братья и сестры очень музыкальные. Однако, на первом уроке я не мог ей втолковать практически ничего, она пыталась играть какое-то произведение из пяти нот, которое они учили с предыдущим учителем, и я пятнадцать минут тщетно пытался ей что-то объяснить, она стала зевать и быстро устала.
Неделю я размышлял, и на следующий урок я убрал это произведение и говорю, так, ну их, ноты, давай-ка я тебя научу сочинять музыку. Стали мы наигрывать грустные и веселые мотивы, она очень живо и в деталях начала рассказывать, о чем я играю. Я ей задал сочинить солнечную и дождливую песенки к следующему уроку.
Прихожу через неделю, мама радуется, говорит, Алиса сидела за фортепиано и что-то наигрывала. Стал я слушать, она жалуется, что слышит солнечную песенку, но не может ее сыграть. Стала напевать. Я помог, подхватил мотив. Говорю, теперь, чтобы не забыть ее, мы должны ее записать нотами.
Как-то Ленка-Калинка в статье про чистоту описывала "детей", которые катаются кубарем с горки, потом залазят и скатываются снова. Скатывающимся ребенком была моя ученица Алиса, и каталась она с горки в Ботанического сада во время концерта польского пианиста Лешека Можджера. К чему я это, а к тому, что я написал пару пьесок, где "нарисовал" как она залазит и катится с горки (что-то типа этюдов Черни), но Алиса осталась очень довольна. Я говорю, что ты сама сможешь сыграть эту музыку, что я посвятил тебе, когда научишься читать ноты.
Сегодня был очередной урок. Я задал песенку птички и собаки. Но она написала нечто другое. У нее электронное пианино, она выбрала какой-то протяжный звук, и стала медленно играть (а я записываю) и потом остановилась на ноте До и говорит что нужно долго ее держать. Как назвала пьесу, спрашиваю. Она с серьезным видом говорит, не знаю, но это когда люди идут на небо. "Тут и сел старик". Я был поражен, потому что, вообще говоря, это было просто, но весьма недурно. Конечно, возможно они ходят в церковь, и там играют на органе, и она ухватила музыкальную идею мессы. В любом случае, я очень рад.
Поиграли мы с ней диалоги, я играл вопросы, она играла ответы. Потом сыграл начало Патетической сонаты, и рассказал, что в музыке нарисован диалог, переходящий в спор. Слушала очень внимательно, видимо была поражена красками и мощью музыки.
Потом мы играли, имитируя разные предметы или действия, качели, игру в йо-йо, скакалку. Теперь уже у нее есть интерес и к нотам, ведь все это нужно записывать. Ну а с нотами у нас тоже много веселого, у нас, например, на нотном стане есть "лицо".
Жду следующего урока. Как мне кажется, Алиса тоже. Что она сочинит в следующий раз? Может, кантату? Подождем, услышим...
композитор,
уроки,
музыка,
фортепиано