В
предыдущей записи говорилось о том, что увеличение доли титульного этноса в автономиях РФ представляет потенциальную угрозу для ее целостности. Ещё одним важным фактором, влияющим на сепаратистские настроения, является уровень концентрации титульных этносов в соответствующих автономиях (доля представителей этноса от его общероссийской численности). Связи проживающей в автономии части этноса с диаспорами в других регионах привязывают соответствующие республики к РФ.
Как видно из данных таблицы 1, за 1989-2010 гг. уровень концентрации титульных этносов всех автономий, за исключением Карачаево-Черкессии (черкесы), Чечни и Тувы, вырос. И в этом отношении связи республик с РФ ослабли. Особенно высок уровень концентрации у титульных этносов северокавказских и сибирских автономий (в большинстве случаев - выше 80%).
Таблица 1. Динамика внутрироссийского распределения титульных этносов национальных автономий РФ в 1989-2010 гг. (в чел.)
Прим.: данные по численности титульных этносов Мордовии, Башкирии и северокавказских регионов (кроме Калмыкии и Адыгеи) взяты исходя из
авторской оценки.
В 19 из 21 республики уровень концентрации в них титульного этноса (от его общероссийской численности) превышает 50%, а в 4 - превышает 90% (Кабардино-Балкария, Алтай, Тува, Якутия). Лишь в Мордовии и Татарии проживает менее 40% российских представителей «мордовского» и татарского этносов. Замечу, что в этих двух автономиях уровень концентрации титульного этноса увеличился за двадцать лет на 6 п.п. Наиболее существенно - с 64% до 81% увеличилась концентрация в своей автономии ингушей.
Если во всех северокавказских республиках уровень концентрации теперь не ниже 79% (Чечня), то в сибирских он превышает 87% (исключение составляет лишь Бурятия с 62%).
Для оценки угрозы отделения той или иной автономии (в части способствующих этому этнических факторов) можно воспользоваться коэффициентом этнической автономности - произведению доли титульного этноса в населении автономии (который рассчитан
в предыдущей записи) на уровень концентрации титульного этноса автономии. Данный коэффициент отражает как уровень концентрации соответствующего этноса в пределах автономии (т.е. замкнутость ареала его проживания), так и численность в автономии иных, нетитульных этносов (уровень этнической гомогенности населения региона). Т.е. показывает, насколько при прочих равных условиях этнические факторы способствуют отделению автономии от РФ (таблица 2).
Таблица 2. Значение коэффициента этнической автономности для титульных этносов 21 автономии РФ в 1989 и 2010 гг.
Как видно из таблицы, риск отделения Якутии, например, в 2.5 раза выше, чем Татарии: вероятность отделения Якутии (в силу этнических факторов) 48%, тогда как для Татарии - 20%.
В результате все автономии можно подразделить на 4 группы:
I. Автономии с низким уровнем этнической автономности (от 0 до 0.249), недостаточным для отделения по этническим причинам:
· все автономии европейской части РФ, кроме Чувашии
· Адыгея
· Бурятия
· Хакасия
II. Группа риска: автономии со средним уровнем этнической автономности (от 0.25 до 0.499) - уровень в 0.25 является минимально необходимым для отделения, т.к. соответствует ситуации, когда 50% населения автономии являются представителями титульного этноса, а численность титульного этноса за пределами автономии не превышает 50% его общероссийской численности:
· Чувашия
· Карачаево-Черкессия
· Алтай
· Якутия
В этой группе особое внимание необходимо обратить на Алтай и Якутию. Отделение Чувашии менее вероятно, поскольку чувашский этнос относится к той же метакультуре, что и восточные славяне. А отделение Карачаево-Черкесии затруднено полиэтничным характером автономии (два титульных этноса).
III. Группа повышенного риска: автономии с высоким уровнем этнической автономности (от 0.5 до 0.749) - уровень достаточен для отделения по этническим причинам:
· Дагестан
· Ингушетия
· Кабардино-Балкария
· Калмыкия
· Северная Осетия
Как видно из таблицы 2, в 1989 г. в этой группе находились Чечня и Тува (не отделившаяся от РФ Ингушетия находилась тогда во II группе). В отличие от Чечни, отделения Тувы в начале 90-х не произошло - прежде всего, по экономическим причинам.
Затруднено в настоящий момент и отделение большинства из входящих в эту группу автономий: Дагестана и Кабардино-Балкарии - в силу их полиэтнического характера, Ингушетии и Северной Осетии - по причине их территориального конфликта. Но это не говорит о том, что отделение указанных республик невозможно.
IV. Автономии с очень высоким уровнем этнической автономности (от 0.75 и выше):
· Чечня (0.76)
· Тува (0.77)
Примечательно, что еще в 1989 г. в этой группе не было ни одной автономии. В Чечне в 1989 г. коэффициент этнической автономности составлял 0.53 (III группа), в не отделившейся Ингушетии - 0.48 (II группа), тогда как в Туве - 0.62. Вообще, за исключением полиэтничных Дагестана и Кабардино-Балкарии в III группе в 1989 г. были лишь Чечня и Тува (сейчас они, как мы видим, уже в IV группе).
Обе эти республики удерживаются в составе РФ благодаря финансовым вливаниям из Центра. При этом уже сейчас Чечня находится в состоянии скорее полунезависимого протектората по отношению к Центру, чем субъекта федерации. В Туве с конца 80-х гг. сильны сепаратистские и антирусские настроения. Положение русских в этой республике одно из самых проблемных в автономиях РФ. Однако бюджет республики практически целиком формируется за счет субсидий из Центра:
в бюджете на 2012 г. налоговые и неналоговые доходы республики запланированы на уровне 2.8 млрд. руб. при общем уровне расходов 14.1 млрд. руб.