Мемориальный музей-дача А.С. Пушкина расположен в исторических стенах. Двухэтажный деревянный дом, с закруглённым мезонином на углу, в котором расположен музей, во многом сохранил свой первозданный архитектурный облик. Дом. Дом был построен в 1827 году, по плану составленным архитекторским помощником В. М. Горностаевым и посмотренному дворцовым архитектором Василием Стасовым. Чертеж фасада одобрен Императором Николаем I. Архитектурный облик дома отличался ампирной строгостью и благородством.
Он принадлежал придворному лакею Якову Китаеву, камердинеру императора Николая I. После смерти Якова Китаева в 1831 году, дом из одиннадцати комнат перешёл его вдове Анне Кузьминичне Китаевой. В том же году с мая по октябрь, в восьми съёмных комнатах этого дома провели свое первое семейное лето и осень А. С. Пушкин и его с молодая супруга.
Карта Царского Села, на которой отмечен этот дом. В шаговой доступности Екатерининский, Александровский дворцы, Царскосельский Императорский лицей в котором учился А.С. Пушкин. Лицей располагался в северном флигеле Александровского дворца. Здесь видно, как выглядит усадьба: на втором этаже был кабинет Пушкина двери которого выходили на открытую веранду и на лестницы, которые вели на улицу.
Осмотр музея начинается с прихожей. Это небольшая комнатка с печкой, в которой сейчас стоят всего два стула и небольшой столик.
В 1831 году А.С. Пушкин венчается с Натальей Николаевной Гончаровой в Москве, в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот и уже зимой мечтает перебраться в Царское Село, место, где он получил образование, воспитание, где обрел своих друзей и получил первое поэтическое признание.
Пушкин любил Царское Село и весной 1831 года он пишет из Москвы письмо своему петербургскому другу П. А. Плетневу: "Мне... хотелось бы остановиться в Царском Селе. Мысль благословенная! Лето и осень провел бы я, таким образом, в уединении вдохновительном, вблизи столицы, в кругу милых воспоминаний. Найми мне пожалуйста фатерку… на какой бы то ни было улице царскосельской…"
По просьбе Пушкина, ностальгировавшего по проведённым в Царском Селе годам юности, друг поэта Петр Плетнёв подобрал дачу, которая была расположена недалеко от Лицея, вблизи парка. Для молодоженов он снял восемь комнат из одиннадцати в этом домике с мезонином, колоннадой и балкончиком у его владелицы Анны Китаевой. Здесь находились большая овальная гостиная, столовая, буфетная, будуар Наталии Николаевны, спальня и две гостевые комнаты.
Пушкины приедут сюда 25 мая 1831 года, ко Дню рождения Александра Сергеевича. Они приедут сюда без мебели и вещей. Вещи были взяты в аренду у Вяземского и обоз с вещами уже позже прибудет в Царское Село. В комнатах сохранилась первоначальная планировка, а интерьеры воссоздали по воспоминаниям современников. В настоящее время в музее подлинная коллекция вещей, принадлежавших поэту, мебель того времени, схожая по описанию с той, которая стояла в комнатах при Александре Сергеевиче.
На стенах находятся изображения Царского села времен Пушкина.
Буфетная - это первая мемориальная комната.
В буфетной готовили угощения к подаче к столу в столовую.
Тогда здесь находилась мебель красного дерева - вот такой буфет. На откидном столике лежит книга с рецептами того времени. Такая могла быть у Натальи Николаевны, которая входила в роль хозяйки дома.
Здесь раздували самовар прежде, чем подавали в столовую. Это самовар Павла Щукина, любимого московского друга Пушкина. Когда Щукин узнал о гибели Пушкина после смертельного ранения на дуэли, он сохранил этот самовар так как из него когда-то пивал чай Пушкин.
Пушкины искали уединения в Царском Селе, но молодожёнам не получается уединиться на даче. В Петербурге летом 1831 года начинается эпидемия холеры и жители столицы спасаются от заразы в сельской местности, а Николай I со двором из Петергофа переезжает в Александровский дворец Царского Села. Во время эпидемии издавались просветительные листовки, в которых были рекомендации по сохранению жизни и здоровья.
Столовая.
Дачный быт был проще городского. Гости могли приходить запросто, неожиданно. Здесь часто бывала Александра Осиповна Смирнова-Россет, фрейлина Александровского дворца. Хотя Александра Осиповна Смирнова-Россет могла обедать во дворце, она все же предпочитала дом Пушкиных, где к обеду подавали зеленый суп с крутым яйцом, большие рубленые котлеты со шпинатом и щавелем. На десерт неизменно угощали вареньем из белого крыжовника, любимым вареньем Александра Сергеевича.
Частыми гостями на даче были его сестра Ольга Сергеевна Павлищева и родители Пушкина - Сергей Львович и Надежда Осиповна, которые снимали дачу неподалеку, в Павловске. Надежда Осиповна даже отмечала здесь свой День рождения. Сейчас их небольшие портреты расположены на стене столовой, внося в интерьер комнаты дух семейственности и уюта.
Во времена Пушкина стены внутренних помещений красили в чистые тона клеевой краской: зеленый, голубой, палевый, украшались орнаментами в виде розеток, пальметт, стилизованных листьев. Цвет столовой нередко повторял окраску дома. Расстановка мебели была свободной, отвечала требованиям домашнего уюта и комфорта, располагала к отдыху и беседе.
По воспоминаниям Александры Осиповны Смирновой-Россет в столовой находилась мебель, обтянутая красным квитоном, диван, шесть стульев, два кресла, столики: овальный и ломберный который накрывался для обеда. В гостиной представлены диван, кресла, овальный стол красного дерева, которые принадлежали А.П. Брюллову.
Декоративная фарфоровая ваза
Картина над диваном - это пейзаж, написанный в 1815 году А.Е. Мартыновым "Царское село. Екатерининский парк со стороны пандуса и рамповой аллеи".
Картины на тему моря и морские пейзажи - это воспоминания Пушкина о путешествии с ветераном войны 1812 года Раевским по Крыму.
На столе стоит бронзовый подсвечник с экраном красного стекла
И лежат черновики Пушкина «Сказки о царе Салтане».
Часы с фигурами Амура и Психеи (начало XIX века)
Фарфоровая посуда (начало XIX века)
Гостиная - самая нарядная и светлая комната дома. Она имеет полукруглую стену с дверью, ведущей на открытую веранду, лестницы с которой вели на улицу.
В пушкинские времена именно веранда служила главным входом в дом для хозяев и гостей дома.
В гостиный стоит гарнитур из тополевого дерева и карельской березы, выполненный в 1820-1830 годах.
На каминной полке стоят часы и две декоративные вазы
Гостиная - любимая комната Натальи Николаевны Пушкиной, где она обычно проводила время за чтением или рукоделием.
Она могла сидеть здесь с книжкой модного и популярного в то время романа «Собор Парижской Богоматери».
В углу расположен столик для рукоделия, который был у каждой хозяйки дома.
За ним Наталья Николаевна занималась вышиванием. Под стеклом лежит лист из альбома «Набор образцов для вышивки гладью»
Стены гостиной украшены акварелями, изображающими живописные уголки Екатерининского парка: «Царское Село. Вид на Большое озеро», «Царское Село. Вид на Фрейлинский сад и Камеронову галерею», «Царское Село. Фонтан «Девушка с кувшином (Молочница)».
Барельефы скульптора Федора Соколова украшали гостиную: «Освобождение Москвы» и «Бородинская битва»
Следующее помещение-будуар Натальи Николаевны.
На стене висит портрет Пушкина, сделанный неизвестным художником, датированный 13 июнем 1831 года. То есть в то время, когда Пушкин снимал дачу. Образ Пушкина на портрете необычен - настоящий дачник в мягкой светлой шляпе с широкими полями и шотландском галстуке.
Столик, на котором стоит зеркало фуше того времени (Двойное настольное зеркало из патинированной бронзы с крылатым ангелом на коленях, поддерживающим круглое зеркало)
На столе перед зеркалом стоит небольшая вазочка. Это мемориальная вещь, она принадлежала Ольге Сергеевне Павлищевой, сестре Пушкина.
Здесь же стоит статуэтка «Сборщица винограда» 1830-31 годов.
Напротив зеркала висит портрет Натальи Николаевны, кисти художника А.П. Брюллова, здесь ей 19 лет. Из всех известных портретов Натальи Николаевны эта акварель единственное изображение жены Пушкина, написанный при его жизни.
Именно здесь, в этой усадьбе отмечали ее именины и 19-летие. Она родилась на следующий день после Бородинского сражения 27 августа 1812 года.
На тумбе стоит фарфоровая ваза
Рядом с будуаром ранее располагалась спальня.
Воспоминания современников об этом помещении не сохранились, поэтому при реставрации эта комната была воссоздана, как дамский кабинет.
Среди предметов мебели изящное дамское бюро дорогого палисандрового дерева с множеством ящичков для письменных принадлежностей и откинутой столешницей, книжный шкаф, столики с бронзовыми канделябрами и книгами
Фарфоровые вазы на которых изображены сцены из «Энеиды» Вергилия
Александр Сергеевич хотел видеть в своей жене помощника и для ее самообразования Пушкин сам выбирает книги для ее чтения, руководит ее занятиями.
Некоторые из них она переписывала. На бюро лежат рукописи Натальи Николаевны.
На стене, над дамским бюро, висит портрет мамы Натальи Николаевны - Натальи Ивановны Загряжской - Гончаровой. Пушкина она не принимала и лишь на второй раз дала свое согласие на брак.
Рядом висят портреты братьев Натальи Николаевны - Ивана и Сергея.
Лампа миракль (в переводе с французского - мираж), типичная вещь того времени. От горящей свечи картинка в рамке начинала двигаться, создавая иллюзию движения.
Акварель с видом Москвы «Петровский дворец» Кампорези. Она напоминает о родном городе Пушкина и с которым связаны детские и девичьи годы Натальи Николаевны.
Этот замок проезжала Татьяна Ларина в романе Пушкина «Евгений Онегин». Мимо этого замка часто проезжал и сам Пушкин с Натальей Николаевной. Возле этого замка ждал ключи от поверженной Москвы Наполеон Бонапарт.
На втором этаже, в мансарде с балконом, находился кабинет Александра Сергеевича, являющийся главной достопримечательностью мемориального музея-дачи.
В письме своему петербургскому другу П. А. Плетневу Пушкин указал одно очень важное условие: "Мне... хотелось бы чтобы был особый кабинет - а прочее мне все равно."
Обстановка кабинета была в точности воссоздана по воспоминаниям современников.
На столе находятся памятные вещи: стакан с крышкой и блюдце лицейского друга Пушкина К. К. Данзаса, и прес-грифон, подаренный А. С. Пушкиным А. А. Дельвигу.
На маленьком столике у окна стоит баночка с любимым вареньем Пушкина- крыжовенным.
Александра Осиповна Смирнова-Россет, которая была частой гостьей четы Пушкиных вспоминала: «…Кабинет Пушкина был в полном порядке. Огромный круглый стол, на котором бумаги, черновики, большая чернильница, перья.
Повсюду, на каждой полке, на столе и даже на полу лежали книги.
Отдельно на столике стоял графин с водой и банка его любимого крыжовенного варенья.
Он здесь писал, расхаживал по комнате, выходил на балкон. Часто Пушкин цитировал отрывки из своих произведений и спрашивал мнение присутствовавших об услышанном.»
Над диваном висит репродукция картины Рафаэля "Бриджуотерская Мадонна" - Мадонна с младенцем. Мадонна напоминала Пушкину облик Натальи Николаевны.
Здесь Пушкин готовился к двадцатилетней годовщине Царскосельского Императорского лицея. Его лучших лицейских друзей не было рядом. Иван Пущин был сослан с Сибирь, Вильгельм Кюхельбекер находился в заключении. Как известно, они приняли участие в восстании декабристов в 1825 году. А близкого друга Пушкина Антона Дельвига, бюст которого установлен в кабинете, уже не было в живых. Он внезапно умер в январе 1831 года.
Здесь Пушкина посещали поэт-переводчик В.А. Жуковский и Н. В. Гоголь, который делал первые шаги в литературе. Его первую книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки» Александр Сергеевич прочитал на царскосельской даче и высоко оценил.
На стене висят портреты В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя и А.О. Смирновой-Россет.
Несколько месяцев, проведённые в Царском Селе в 1831 году, становятся для Пушкина одними из самых счастливых и плодотворных - в этом доме.
Пушкин готовил к печати написанные осенью "Повести покойного Ивана Петровича Белкина" и альманах «Северные цветы», начал писать повесть "Рославлев". В этом кабинете Александр Сергеевич написал: "Сказку о Царе Салтане", появилось "Письмо Онегина к Татьяне" для уже законченного романа «Евгений Онегин», "Бородинское сражение", "Клеветникам России", «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святою» и другие произведения.
Пушкин с супругой 5 октября 1831 года покидают эту дачу и переезжают в Петербург, а эти стены до сих пор хранят ощущения, которые пережил здесь поэт. В этом доме Пушкин был счастлив и провел лучшие часы в своей жизни. Он писал: "Я женат и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в моей жизни не изменилось - лучшего не дождусь".
Позже дом Китаевой сменил несколько владельцев, но в целом сохранил узнаваемый облик пушкинского времени. В 1910 году на фасаде дома была установлена памятная доска, сохранившаяся до нашего времени. На белом мраморе золотом написано: «В этом доме жил А. С. Пушкин с 25-го Мая по 20-е Октября 1831 года».
После революции в доме Китаева размещались дом отдыха сестер милосердия и акклиматизационная станция агрономического института, с 1931 по 1976 год - дача служила обычным жилым фондом.
В 1949 году к 150-летию со дня рождения поэта, в доме открыли музей. Изначально мемориальным сделали только кабинет, в котором работал Пушкин. Остальные комнаты были жилыми. На доме была установлена вторая мемориальная доска с надписью: «Здесь жил А.С. Пушкин в 1931 году», а Колпинскую улицу переименовали в Пушкинскую.
В 1957 году часть дома Китаева была освобождена от жильцов и 1 сентября 1958 года в нем были открыты первые четыре музейные комнаты на первом этаже. Долгое время экспозиции музея соседствовали с квартирантами и только в 1976 году дом был полностью освобожден от жильцов и все здание целиком стало музеем. После проведённого ремонта и реконструкции, в 1981 году, здесь открыта мемориальная экспозиция, рассказывающая о пребывании поэта в Царском Селе летом 1831 года.