Пастель как разновидность художественной техники и одновременно как особый вид искусства занимает промежуточное место между рисунком и живописью.
Эдгар Дега - Танцовщицы
Новый вид художественной техники стал применяться еще в XVI веке в Италии и за свою многовековую историю она претерпела несколько ярких этапов развития, то возвращаясь к исходному графическому началу, то обретая сходные с живописью черты. При этом она всегда оставалась самостоятельной разновидностью изобразительного искусства.
В середине XIX века пастель привлекла внимание французских импрессионистов, искавших новые средства художественного выражения, особенно чутких к колористическим возможностям звучных красок пастели. Они по достоинству оценили цветовые возможности техники. Эдуард Мане и Огюст Ренуар начали использовать пастель в своих работах и впоследствии остались верными традиции этой техники рисования.
Особое впечатляющее наследие в этой технике оставил Эдгар Дега. Наибольшее число произведений в этой технике было им создано в поздние годы, когда она постепенно вытеснила живопись из его творчества. В выборе сюжетов Дега был далек от сложившихся традиций, преимущественно ограничивавших применение этой техники жанрами портрета и натюрморта из-за склонности Дега к экспериментам. Он отошёл от сложившихся ранее традиций и стал применять пастель вместе с другими техниками, сочетая пастель с рисунком углём, гуашью, темперой, изобретая новые способы обработки краски на поверхности и ее закрепления.
В творчестве Дега преобладают две темы. Мир балетных танцовщиц, где взгляд художника останавливается на позах и жестах, далеких от сценической элегантности, на сосредоточенных лицах людей, облаченных в пышные сценические костюмы и занятых тяжелым трудом.
Эдгар Дега - Сидящая танцовщица
Эдгар Дега - Две танцовщицы
Второй темой его творчества были сцены женского интимного туалета, создающие образ новой красоты, далекой от какой-либо идеализации.
Эдгар Дега - Туалет (Женщина, вытирающаяся после ванны)
Эдгар Дега - За туалетом
Эдгар Дега - Причесывающаяся женщина
Полотна Дега придали импульс не только увлечению этой техникой молодыми художниками, но и повлияли на творчество многих известных художников, в числе которых
- Анри де Тулуз-Лотрек
Анри де Тулуз-Лотрек - Женщина с зонтиком
- Жорж Руо
Жорж Руо - Весна
Жорж Руо - Девки
Жорж Руо - Обнаженная с поднятой рукой
Жорж Мансана-Писсарро - Зебры на водопое
- Жюль Шере
Жюль Шере - В маскараде
- Огюст Ренуар
Огюст Ренуар - Женский портрет
- Одилон Редон
Одилон Редон - Женщина с полевыми цветами
- Пабло Пикассо.
Пабло Пикассо - Абсент
Пабло Пикассо - Композиция с разрезанной грушей и гроздью винограда
Пабло Пикассо - Компотница и разрезанная груша
Пабло Пикассо - Мальчик с собакой
Пабло Пикассо - Мужчина со скрещенными на груди руками
Пабло Пикассо - Обнаженный юноша
Пабло Пикассо - Харчевня
Мягкие цветные карандаши в руках великих художников превратились в настоящий инструмент для создания настроения, эффекта и впечатления.