Дом-музей писателя Глеба Ивановича Успенского в деревне Сябреницы

Jun 10, 2024 07:09

Дом-музей Глеба Ивановича Успенского в деревне Сябреницы расположен на автотрассе Санкт-Петербург - Москва.




Дом, вместе с 1,5 десятинами земли, в деревне Сябреницы писатель купил в 1881-м году у знакомого чиновника по фамилии Малиновский. Приобретению дома способствовал его друг Всеволод Гаршин. По его инициативе было издано Полное собрание сочинений Успенского, деньги от которого пошли на покупку дома.
Первоначально, усадьба состояла из двухэтажного дома и избы, стоящей от дома на большом расстоянии. Новый владелец дома сразу распорядился соединить избу с домом террасой.
Когда то, на территории был пруд, но он не сохранился.
Эта усадьба, по сути, была дачей, где семья отдыхала только летом, а Глеб Иванович приезжал чаще, писал свои произведения, готовил статьи для журнала.




Основным местом проживания семьи Успенского был город Санкт-Петербург, где у него не было своего дома и даже квартиры. Вместе с семьей он кочевал из одной квартиры в другую, не имея возможности даже с минимальным комфортом и удобствами обустроить свой быт. Жил здесь писатель недолго - в 1881-1882 годах, но именно на эти годы приходится создание очерков о русской деревне, в которой многие русские писатели видели основу жизни в России.




Хотя он родился в Туле, некоторое время жил в Петербурге, Самаре и других городах, благодаря дочери писателя Марии Глебовны Успенской-Кричинской при содействии чудовских местных властей, именно здесь в Сябреницах создали музей, который начал работать в 1935-м году. Семья Успенских безвозмездно передала всю обстановку четырех комнат, вещи, которые были в доме во времена Глеба Ивановича.




Под музей отводилось четыре комнаты нижнего этажа. Верхний этаж дома, а также кухня и сарай оставались в полном распоряжении семьи Успенских.




Первым директором была дочь писателя Мария Глебовна Успенская. На открытие музея приезжал брат писателя Иван Иванович.
Экспозиция музея была очень простой и включала в себя кабинет писателя, с обстановкой и вещами, которыми пользовался Глеб Иванович, сохранившуюся библиотеку. Из личных вещей писателя были письменный стол, конторка, кресло Глеба Ивановича, а также самовар, за которым собирались гости и друзья. Мария Глебовна передала музею многое из архива писателя.
Часть экспозиции была посвящена писателям и поэтам, связанным с Чудовской землей: Н.А.Некрасову и Г.Р.Державину.




В таком виде музей существовал до Великой Отечественной войны.
Во время Великой Отечественной войны деревня оказалась захваченной немецкими войсками, музей был разграблен, все музейные фонды были уничтожены, а в здания музея устроили лазарет. За годы оккупации был вырублен сад, помнивший еще писателя.




После освобождения Чудова судьбой дома-музея занимался младший сын Глеба Ивановича Борис Успенский вместе с женой Софьей Львовной. По его инициативе и Чудовского Районо велась подготовка реорганизации музея. К 1952 году дом был отремонтирован. Обои для дома были заказаны на Вельгийской фабрике города Боровичи по старым образцам.




В 1967-м году открылась новая экспозиция, которую изготовила мастерская Литературного музея Академии Наук СССР им. Пушкина, состоящая из кабинета писателя и литературной экспозиции. Кабинет писателя был восстановлен в том виде как до войны. Часть вещей были подлинные: стеллаж, пепельница, скатерть, книги, семейная икона Успенских, фотографии, письма сестер Г.И. Успенского Анны Ивановны Кулаковой, Александры Ивановны Богуславской, а также документы и вещи, принадлежавшие его брату Ивану Ивановичу.
В настоящее время экспозиция музея включает в себя литературную экспозицию, посвященную жизни и творчеству писателя и мемориальные комнаты - кабинет Успенского, комнату его жены Александры Васильевны Успенской, столовую-гостиную и кухню.
- Литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя в Доме-музее писателя Глеба Ивановича Успенского




Глеб Иванович Успенский родился 13 октября 1843 года в семье провинциального тульского чиновника, его отец служил секретарем палаты государственных имуществ, Ивана Яковлевича Успенского и его жены Надежды Глебовны. Глеб был старшим из детей. У него было два брата и три сестры. Он рано полюбил чтение, рос впечатлительным ребенком. Эта черта характера осталась с ним на всю жизнь и привела, в итоге, к душевной болезни.
В 1853-56 годах он учился в Тульской гимназии, и эти годы оставили отпечаток на всю жизнь. В гимназии в то время секли в воспитательных целях. Его последующая ранимость, неуравновешенность, когда он легко впадал в депрессию - именно с того времени, когда подвергся наказанию.




Когда отца перевели в Чернигов, и сын пошел в Черниговскую гимназию, стало не легче. Новые товарищи дразнили, невзлюбил его и учитель математики, с которой у Глеба были плохие отношения. Все это вместе так повлияло, что Глеб заболел нервной горячкой. Не ходил в гимназию почти год, и не был переведен в следующий класс. Зато с новыми одноклассниками сложилась хорошая компания. В то время Глеб начал вести свои дневники. Но они не сохранились. Дневники нашла мать. Прочитала и сожгла.




После окончания гимназии, Глеб поступил в Санкт-Петербургский университет. Но в 1861 году, после отмены крепостного права, начались студенческие волнения и университет закрыли. Успенский продолжил учебу в Москве, одновременно подрабатывая в университетской типографии, и примерно в это же время начал публиковаться как писатель. После смерти отца в 1862 году Глебу Ивановичу пришлось оставить учебу в университете и полностью посвятил себя литературе чтобы помогать своим родным. Пока Глеб Иванович не начал зарабатывать собственными сочинениями, он жил в хроническом безденежье.




Поселившись в Сябреницах, писатель погрузился в изучение жизни местных крестьян, а также рабочих чудовских заводов и фабрик. Отсюда Успенский отправлялся в свои многочисленные путешествия по России, Сибири, Кавказу, Дону, Болгарии, черпая из поездок материал для своих произведений. На карте России много мест, где бывал Глеб Иванович.




Именно здесь собранный материал впоследствии стал основой книг "Власть земли", "Живые цифры", "Петькина карьера", "Четверть лошади" и другие.







Его первым, изданным произведением стал рассказ «Михалыч» в журнале «Ясная Поляна».




Литературная карьера продолжилась рассказом "Старьевщик", опубликованного в журнале "Зритель"; позже Успенский становится сотрудником журналов "Северное Сияние", "Русское слово" и некрасовского "Современника", а позже становится постоянным сотрудником - "Отечественных записок".







В конце 60-х годов он познакомился со своей будущей супругой, Александрой Васильевной Бараевой. В период влюбленности он создал самое известное из своих произведений, «Нравы Растеряевой улицы», которое появилось в 1866 году. В нем он описал жизнь одного маленького городка, даже не городка, а одной улицы. Описал быт и размышления представителей разных слоев населения. Своим произведением он очень удачно попал в волну народовольческого движения, и стал известным буквально за один день.




В 1870 году Глеб Иванович и Александра Васильевна поженились. В этом браке родилось пятеро детей. На этой фотографии - младшие дети, Ольга, Мария и Борис.




Глеб Успенский - широко известный в свое время писатель-народник, русский прозаик, автор очерков, рассказов и повестей.




Большая заслуга Успенского перед русской литературой в том, что он заставил посмотреть на русского мужика по-настоящему.




До него деревня всегда идеализировалась. Успенского называли самым чутким печальником народного горя.




Его произведениями не просто зачитывались, их цитировали и цитируют до сих пор, даже не подозревая, что некоторые фразы принадлежат этому автору.




Например, «тащить и не пущать». Это из рассказа "Будка". Главный герой рассказа - будочник Мымрецов, то есть постовой полицейский при будке, служащей ему укрытием от непогоды. Его обязанности, как пишет Г. И. Успенский, «состояли в том, чтобы, во-первых, "тащить" и, во-вторых, "не пущать"; тащил он обыкновенно туда, куда решительно не желали попасть, а не пускал туда, куда этого смертельно желали». Эта фраза стала символом полицейского произвола и самоуправства. Очень было популярное выражение в русской публицистике XIX - начала XX в.




В доме писателя часто гостили известнейшие люди своего времени: литераторы, общественные деятели, революционеры-народники. Многих из этих людей связывали с Успенским дружеские отношения.




В доме Успенских часто бывал известный художник Н.А. Ярошенко. Здесь он написал замечательный портрет писателя, именно таким, каким его видели современники. В руках его - папироса, и он действительно очень много курил. Его друзья отмечали, что «он курил много и нервно, не закончив одну папиросу сразу вставлял в мундштук другую, казалось, что процесс курения был бесконечным».




Писатели В.М. Гаршин, В.Г. Короленко и Н.К. Михайловский, композитор В.С. Серова и ее сын В. Серов - в будущем знаменитый художник.




Еще чаще бывали у Успенского и революционеры-народовольцы - Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич. Среди друзей Успенского был Герман Лопатин, известный тем, что впервые перевел на русский язык «Капитал» Карла Маркса.




Писатель был очень близок народовольцам




Из-за этого он даже находился под негласным наблюдением полиции.




Мемориальные комнаты в Доме-музее писателя Глеба Ивановича Успенского
- Кабинет Глеба Ивановича Успенского
Он намеренно поставил стол с видом на дорогу. Она была, конечно, не такая, как сейчас. Транспорта было мало, очень редко проезжали телеги. Но писателю было необходимо, даже когда он находился дома, чтобы дорога была перед глазами.
Дорога символизирует путешествия, а они были важной частью его жизни. У него была непоседливая, неугомонная натура. Когда он сюда приезжал, то очень много работал, и все заметки, которые были сделаны в поездках, обрабатывал за этим столом. Свои статьи он писал мелким почерком, очень быстро и, не проверяя, сразу отправлял в Петербург.




На столе стоит стакан и пепельница. Это обязательные атрибуты на рабочем столе Успенского. Пепельница подлинная, принадлежала хозяину дома. Он очень много курил. И ещё перед ним обязательно должен был стоять стакан с горячим чаем.




Оттоманка, на которой писатель отдыхал




Глеб Иванович на лето приглашал из Вологды плотника, который помогал по хозяйству, мастерил что-нибудь, даже мебель. Семья жила небогато, и покупать готовую мебель было накладно. Этот небольшой стеллаж писателю сделал плотник. В углу стоит кресло. Это подлинное кресло из этого дома, тоже сделанное специально для хозяина. Стены украшают картинки карандашом и тушью, это рисунки сына.




- Комната Александры Васильевны Успенской, его жены
Александра Васильевна получила прекрасное образование, в совершенстве владела не только русским языком, но немецким и французским. В первое время после рождения старшего сына Саши, она несколько лет жила в Париже. В это время Тургенев издавал небольшую серию книг и привлёк к этому Александру Васильевну. Она печаталась в его издании, занималась переводами, и он очень ценил её талант. У Александры Васильевны был талант и переводчика, и литератора.




Когда семья увеличилась, она отложила эту деятельность и переключилась на воспитание детей и ведение дома. Она была ангелом-хранителем семьи. Занималась воспитанием детей, журнальными делами мужа, вела хозяйство. Всё лежало на её хрупких плечах. Глеб Иванович очень любил свою жену. Супруги часто были в разлуке, но при этом поддерживали тесную связь друг с другом.




Рабочий стол Александры Васильевны. На столе подлинная чаша, какие-то мелкие предметы. На столе лежит переведенная ею книга. Перевод был сделан, когда муж заболел. Она вернулась к этому занятию, чтобы обеспечивать семью.




На рабочем столе жены стоит портрет Глеба Ивановича, а на стенах висят семейные фотографии.




В комнате Александры Васильевны много подлинных вещей, принадлежавших семье.







Швейная машинка. В те времена каждая хозяйка должна была уметь шить и заниматься рукоделием.




Конечно же в комнате есть уголок, где она могла навести марафет :)




- Столовая-гостиная в Доме-музее писателя Глеба Ивановича Успенского




Здесь все семья и многочисленные гости собиралась за большим столом.




Стол и сейчас красиво сервирован посудой, которая выпускалась на заводе фарфоровой посуды Ивана Емельяновича Кузнецова




Все посуда представленная в гостиной принадлежала cемье Успенских.










В гостиной не только обедали, но и устраивали музыкальные вечера




Для этого специально был приобретен кабинетный рояль




Летом 1887 года Глеб Иванович отмечал 20-летие своей деятельности. У него было много друзей. Кто не смог приехать, из разных уголков России посылали телеграммы или поздравительные адреса. В июле у писателя именины, и в год, когда он отмечал юбилей своей литературной деятельности, на именины съехалось очень много гостей. Приехали из Петербурга, Новгорода, Москвы. Вспоминают, что именинник очень нервничал и сам выходил на дорогу встречать всех гостей. Приглашал в сад на чаепитие. Потом большая компания собралась в этой комнате, которая служила гостиной и столовой одновременно. Здесь пили чай и, конечно, выпивали. Праздник прошёл очень весело, потому что на нём присутствовали дорогие писателю люди.




- Кухня в Доме-музее писателя Глеба Ивановича Успенского




Сначала кухня располагалась в соседней пристройке, но потом ее перенесли в усадебный дом



















В 1880-х годах Глеб Успенский стал быстро угасать. Для него была страшным ударом смерть ближайшего друга - Всеволода Гаршина, который покончил с собой. Эта смерть очень повлияла на Глеба Ивановича.
Затем был закрыт журнал, который являлся главным источником финансового благополучия семьи. И Успенский, проработав там много лет, оказался в ситуации, когда он не знал, что ему делать.
Семья бедствовала, жена постоянно болела. Сам он сильно пил. Он, конечно, мог подрабатывать в разных журналах, но это не давало стабильного дохода и уверенности в завтрашнем дне. Это также повлияло на психику писателя.




Последние годы жизни Успенский провел в Колмовской больнице для душевнобольных в Новгороде. Период душевного нездоровья продлился десять лет. Всех окружающих Глеб Иванович называл святыми. Себя святой Глеб, доктора - святой Иосиф. Болезненно жалел всех, чтил душу в животных и растениях.




Скончался Глеб Успенский в 1902 году от паралича сердца и был похоронен в Петербурге на Волковом (сейчас Волковское) кладбище.




В советское время произведения Успенского знали и изучали. Особенно любил его творчество Максим Горький. Когда в 30-е годы ему предложили издать полное собрание сочинений русских классиков, он предложил Глеба Ивановича Успенского. Сохранилась афиша 1943 года о праздновании 100-летия со дня рождения писателя.




Дом-музей писателя Глеба Успенского в деревне Сябреницы - единственный мемориальный музей писателя в России и мире.
Глеб Иванович Успенский известен не только своими произведениями, но и введением в литературный оборот термина «частушка» после изучения и систематизации жанра народной песни. В 2023 году на территории Дома-музея писателя Глеба Успенского в деревне проходил Межрегиональный фестиваль народного творчества «Запоём частушку звонко в Сябреницах над рекой!». Место проведения выбрано не случайно, ведь именно Успенский является основателем слова «частушка».

наблюдение, #рассказ, #достопримечательность, #наблюдение, #Россия, #уголкиРоссии, интересно, путешествие, экскурсия, #экскурсия, #интересно, музей, Чудово, архитектура, #нравится, история, #история, нравится, достопримечательность, интерьер, #архитектура, #Чудово, уголкиРоссии, #путешествие, #интерьер, #музей, Россия, рассказ

Previous post Next post
Up