Выставка «Суд Париса. Рождение богини» в Шереметевском дворце Санкт Петербурга развернулась в залах Полярного флигеля и посвящена богиням сцены, выдающимся актрисам конца XIX - первой половины XX века, ставшими объектом поклонения публики, а для творцов - балетмейстеров, композиторов, писателей, режиссеров и художников - источником вдохновения.
![](https://i1.wampi.ru/2023/12/23/IMG_6299.jpg)
Здесь представлены их живописные портреты (некоторые произведения экспонируются впервые), гравюры, фотографии, афиши и документальные свидетельства их славы.
![](https://i1.wampi.ru/2024/03/05/IMG_6498-99.jpg)
Название выставке дала картина на сюжет древнегреческого мифа «Суд Париса» немецкого художника XVIII века Антона Рафаэля Менгса. Три олимпийские богини - Афродита, Афина и Гера, представшие перед судом Париса, олицетворяют различные, но равно прекрасные аспекты вечной женственности: любовь, мудрость, заботу.
![](https://i1.wampi.ru/2024/03/05/IMG_6388.jpg)
Экспозиция состоит из четырех залов, каждый соответствует определенному разделу.
Открывает экспозицию Зал «Мои богини!», он создает собирательный образ Олимпа, где обитают идолы сценического искусства. В нем собраны портреты актрис разных эпох, включая родоначальницу белого балета Марию Тальони и музу радиотеатра Марию Петрову. Все предельно ярко, каждая на свой лад, выражали «идею женщины» и отвечали чаяниям публики. Принадлежа всем, они не принадлежали никому.
![](https://i1.wampi.ru/2024/03/05/IMG_6502.jpg)
Среди персонажей зала - балерины Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева, Айседора Дункан, Марина Семенова, Галина Уланова, певицы Полина Виардо, Лина Кавальери, Мария Кузнецова-Бенуа, Анастасия Вяльцева, актрисы Екатерина Семенова, Элеонора Дузе, Мария Андреева, Полина Стрепетова, Алла Тарасова.
![](https://im.wampi.ru/2024/03/05/IMG_6501.jpg)
Следующие залы, на примере конкретных судеб, демонстрируют три пути, которые ведут на вершину славы:
Зал «Путь на Олимп» посвящен звездам Императорской сцены Марии Савиной и Вере Комиссаржевской, двум актрисам-антиподам - оплоту стабильности и вечной бунтарке. Обе совершали восхождение на Олимп самостоятельно, без поддержки «своего» режиссера. Главной опорой им служила публика. Если Савина находила отклик у более консервативного зрителя, то Комиссаржевская - у передового.
![](https://i1.wampi.ru/2024/03/05/IMG_6517.jpg)
В этом зале с одной стороны - Мария Савина, с другой - Вера Комиссаржевская, посередине - впечатляющий эскиз плафона зрительного зала Александринского театра, сцену которого они делили между собой шесть сезонов на стыке девятнадцатого и двадцатого веков.
![](https://i1.wampi.ru/2024/03/05/IMG_6522.jpg)
![](https://im.wampi.ru/2024/03/05/IMG_6521.jpg)
Перед залом «Путь на Голгофу», в нише, находится экспозиция, посвященная страстной любви театрального художника Владимира Дмитриева к балерине Ольге Спесивцевой.
![](https://im.wampi.ru/2024/03/05/IMG_6505.jpg)
Спесивцеву любили многие. Любили до умопомрачения. Видеть ее хотя бы издали почитали за великое счастье. Для театрального художника Владимира Дмитриева она была средоточием жизни, он ее обожал, превозносил и боготворил.
![](https://i1.wampi.ru/2024/03/05/IMG_6416.jpg)
Здесь можно увидеть пронзительное письмо - признание в любви, написанное Владимиром Дмитриевым к балерине Ольге Спесивцевой.
![](https://im.wampi.ru/2024/03/05/IMG_20240114_181006.jpg)
В 1919 году состоялась их встреча в мастерской Дмитриева, неизвестно что произошло при этой встрече, но память о ней они пронесли через всю свою жизнь.
![](https://im.wampi.ru/2024/03/05/IMG_6409.jpg)
Зал «Путь на Голгофу» посвящен звездам экспериментального театра 1920-х -1930-х годов - Алисе Коонен и Зинаиде Райх, богинь своих гениальных мужей Мейерхольда и Таирова.
![](https://i1.wampi.ru/2024/03/05/IMG_6508.jpg)
![](https://im.wampi.ru/2024/03/05/IMG_6509.jpg)
Обе совершали восхождение на Олимп в соратничестве со «своим» режиссером. Но они и не соперницы, у каждой своя страна: театры Таирова и Мейерхольда будто существуют на разных полюсах. Детищем союза Коонен - Таиров стал Камерный театр, а благодаря союзу Райх - Мейерхольд сформировался ГОСТИМ. И богини контрастные: изысканная Коонен, сохраняющая флер декаданса даже в образе красного Комиссара и пряная красавица Райх - воплощенная чувственность 1920-х.
Для обеих актрис Олимп обернулся Голгофой: Алису Коонен постигла творческая смерть, а Зинаиду Райх - смерть мученическая.
![](https://im.wampi.ru/2024/03/05/IMG_6538.jpg)
![](https://im.wampi.ru/2024/03/05/IMG_6431.jpg)
Зал «Светлый путь» посвящен кинозвездам сталинской эпохи Любови Орловой и Марине Ладыниной. Они здесь не личности, а образы эпохи, когда богинями если и можно было стать, то только по приказу и при одобрении партии.
![](https://i1.wampi.ru/2024/03/05/IMG_6532.jpg)
Перед Любовью Орловой и Мариной Ладыниной стояла ответственная задача - создать на экране образ советской женщины, той самой которой не бывало и не могло быть в старое время.
![](https://im.wampi.ru/2024/03/05/IMG_6526.jpg)
Обе были вознесены на Олимп по воле «великого кормчего», а их «светлый путь» своим блеском ослеплял публику, которая постепенно трансформировалась в «массу».
Советское счастье создает лично товарищ Сталин, просматривающий фильмы, придумывающий им названия, правивший сценарии и характеры персонажей.
![](https://i1.wampi.ru/2024/03/05/IMG_6527.jpg)
В зале доминируют плакаты - афиши знаменитых советских комедий со звездными Любовью Орловой и Мариной Ладыниной. Здешние героини - многократные лауреаты Сталинских премий.
![](https://im.wampi.ru/2024/03/05/IMG_6529.jpg)
Очень интересная выставка, а если удастся попасть на экскурсию, то время пролетит совершенно незаметно.