Выставка «Суд Париса. Рождение богини» в Шереметевском дворце Санкт Петербурга

Mar 08, 2024 09:20

Выставка «Суд Париса. Рождение богини» в Шереметевском дворце Санкт Петербурга развернулась в залах Полярного флигеля и посвящена богиням сцены, выдающимся актрисам конца XIX - первой половины XX века, ставшими объектом поклонения публики, а для творцов - балетмейстеров, композиторов, писателей, режиссеров и художников - источником вдохновения.




Здесь представлены их живописные портреты (некоторые произведения экспонируются впервые), гравюры, фотографии, афиши и документальные свидетельства их славы.




Название выставке дала картина на сюжет древнегреческого мифа «Суд Париса» немецкого художника XVIII века Антона Рафаэля Менгса. Три олимпийские богини - Афродита, Афина и Гера, представшие перед судом Париса, олицетворяют различные, но равно прекрасные аспекты вечной женственности: любовь, мудрость, заботу.




Экспозиция состоит из четырех залов, каждый соответствует определенному разделу.
Открывает экспозицию Зал «Мои богини!», он создает собирательный образ Олимпа, где обитают идолы сценического искусства. В нем собраны портреты актрис разных эпох, включая родоначальницу белого балета Марию Тальони и музу радиотеатра Марию Петрову. Все предельно ярко, каждая на свой лад, выражали «идею женщины» и отвечали чаяниям публики. Принадлежа всем, они не принадлежали никому.




Среди персонажей зала - балерины Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева, Айседора Дункан, Марина Семенова, Галина Уланова, певицы Полина Виардо, Лина Кавальери, Мария Кузнецова-Бенуа, Анастасия Вяльцева, актрисы Екатерина Семенова, Элеонора Дузе, Мария Андреева, Полина Стрепетова, Алла Тарасова.




Следующие залы, на примере конкретных судеб, демонстрируют три пути, которые ведут на вершину славы:
Зал «Путь на Олимп» посвящен звездам Императорской сцены Марии Савиной и Вере Комиссаржевской, двум актрисам-антиподам - оплоту стабильности и вечной бунтарке. Обе совершали восхождение на Олимп самостоятельно, без поддержки «своего» режиссера. Главной опорой им служила публика. Если Савина находила отклик у более консервативного зрителя, то Комиссаржевская - у передового.




В этом зале с одной стороны - Мария Савина, с другой - Вера Комиссаржевская, посередине - впечатляющий эскиз плафона зрительного зала Александринского театра, сцену которого они делили между собой шесть сезонов на стыке девятнадцатого и двадцатого веков.







Перед залом «Путь на Голгофу», в нише, находится экспозиция, посвященная страстной любви театрального художника Владимира Дмитриева к балерине Ольге Спесивцевой.




Спесивцеву любили многие. Любили до умопомрачения. Видеть ее хотя бы издали почитали за великое счастье. Для театрального художника Владимира Дмитриева она была средоточием жизни, он ее обожал, превозносил и боготворил.




Здесь можно увидеть пронзительное письмо - признание в любви, написанное Владимиром Дмитриевым к балерине Ольге Спесивцевой.




В 1919 году состоялась их встреча в мастерской Дмитриева, неизвестно что произошло при этой встрече, но память о ней они пронесли через всю свою жизнь.




Зал «Путь на Голгофу» посвящен звездам экспериментального театра 1920-х -1930-х годов - Алисе Коонен и Зинаиде Райх, богинь своих гениальных мужей Мейерхольда и Таирова.







Обе совершали восхождение на Олимп в соратничестве со «своим» режиссером. Но они и не соперницы, у каждой своя страна: театры Таирова и Мейерхольда будто существуют на разных полюсах. Детищем союза Коонен - Таиров стал Камерный театр, а благодаря союзу Райх - Мейерхольд сформировался ГОСТИМ. И богини контрастные: изысканная Коонен, сохраняющая флер декаданса даже в образе красного Комиссара и пряная красавица Райх - воплощенная чувственность 1920-х.
Для обеих актрис Олимп обернулся Голгофой: Алису Коонен постигла творческая смерть, а Зинаиду Райх - смерть мученическая.







Зал «Светлый путь» посвящен кинозвездам сталинской эпохи Любови Орловой и Марине Ладыниной. Они здесь не личности, а образы эпохи, когда богинями если и можно было стать, то только по приказу и при одобрении партии.




Перед Любовью Орловой и Мариной Ладыниной стояла ответственная задача - создать на экране образ советской женщины, той самой которой не бывало и не могло быть в старое время.




Обе были вознесены на Олимп по воле «великого кормчего», а их «светлый путь» своим блеском ослеплял публику, которая постепенно трансформировалась в «массу».
Советское счастье создает лично товарищ Сталин, просматривающий фильмы, придумывающий им названия, правивший сценарии и характеры персонажей.




В зале доминируют плакаты - афиши знаменитых советских комедий со звездными Любовью Орловой и Мариной Ладыниной. Здешние героини - многократные лауреаты Сталинских премий.




Очень интересная выставка, а если удастся попасть на экскурсию, то время пролетит совершенно незаметно.

искусство, #рассказ, выставка, #люди, настроение, общество, интересно, экскурсия, музей, жизнь, история, люди, #выставка, #искусство, нравится, #музей, #творчество, творчество, наблюдение, #наблюдение, #Россия, #жизнь, #интересно, #экскурсия, #нравится, #общество, #Петербург, Петербург, #история, #настроение, Россия, рассказ

Previous post Next post
Up