Старая гостиная в Большом Павловском дворце

Mar 05, 2024 07:11

Рядом с Танцевальным залом в Большом Павловском дворце была устроена Гостиная для отдыха и для бесед. Ее отделка выполнена Ч. Камероном в 1784 году и двумя итальянцами, мастерами лепки - А. Бернаскони и Д. Ламони. После пожара 1803 года А.Н. Воронихин оставил отделку, но расширил проемы окон, как это было сделано во многих интерьерах первого этажа для усиления светового потока. Стены Гостиной были обиты зеленой тафтой с цветным бордюром.




По желанию императрицы камин был перенесен с восточной стороны на южную, для чего пришлось пробивать кладку в стенах через все этажи.




В 1824 году, по всей вероятности, по проекту К.И. Росси, Гостиная была соединена с Танцевальным залом большой аркой. Вновь созданный интерьер использовался как Столовая. В 1858 году при Великом князе Константине Николаевиче здесь была Приемная при личном кабинете, размещенном в прежней Бильярдной комнате. При реставрации дворца в послевоенный период интерьер был воссоздан на конец XVIII века на основании архивных описей: на стенах, затянутых шелком, были размещены картины, заказанные Павлом Петровичем и Марией Федоровной во время заграничного путешествия. В 2015-2016 годах во время реставрации всего комплекса жилых комнат центрального корпуса в Старой гостиной был изменен декор стен с максимальным приближением к исторической отделке конца XVIII века. Воссоздана характерная для Камерона нежная пастельная окраска стен в розово-голубом и фисташковом оттенках. С художественным решением отделки интерьера гармонирует бронзовая золоченая люстра с хрустальным убором (Петербург, кон. XVIII в.) и узорчатый французский ковер (нач. XIX в.).




Главным украшением Старой гостиной являются живописные шедевры, привезенные владельцами Павловска из знаменитого заграничного путешествия. Будучи в Париже, Павел Петрович с Марией Федоровной посетили не только мастерскую Г. Робера, но и его старшего собрата по искусству знаменитого мариниста К.-Ж. Верне, которому заказали четыре морских пейзажа. Однако художник написал лишь одну картину - «Кораблекрушение». Из большого наследия художника эта картина самая крупноформатная, она насыщена цветовыми эффектами, усиливающими драматизм изображенного. Помимо сделанного заказа Павел Петрович купил у К.-Ж. Верне еще несколько картин, одна из них - «Скалистый пейзаж с каскадом» - помещена на противоположной стене.




Рядом с пейзажем работы Верне находится картина «Вид Рима из парка виллы Конти во Фраскати» Я.-Ф. Хаккерта. Этот немецкий художник большую часть жизни провел в Италии. Павел Петрович, будучи в Риме и посетив мастерскую Хаккерта, заказал ему четыре пейзажа Римской Кампаньи, которые впоследствии вошли в убранство Павловска. В 1930-е годы три картины серии были изъяты в Эрмитаж и лишь одна осталась в Павловске. В годы войны она не была эвакуирована и оказалась похищенной. После окончания войны картина была обнаружена в Германии и возвращена в Павловск. Теперь она заняла свое историческое место.
В Старой гостиной размещен уникальный мебельный гарнитур резного золоченого дерева в стиле Людовика XVI, заказанный владельцами Павловска во время пребывания во Франции в мастерской Анри Жакоба. Анри Жакоб получил статус королевского мебельщика и стал работать для королевы Марии Антуанетты, в частности для ее дворца в Малом Трианоне. Именно королева рекомендовала мастера Марии Федоровне, для которой он выполнил несколько гарнитуров мебели для сидения и отдельные наборы стульев. Гарнитур Гостиной был исполнен в 1784 году, диваны и кресла обиты шелковым фаем с подлинными вышивками тамбурным швом. Вышивки изготовлены в Лионе по рисункам Пьера Рансона. До 1803 года гарнитур размещался в Греческом зале, затем в Большой парадной столовой. В годы войны был спасен в эвакуации. А вот шелк обивок был посечен и изношен. В период 1980-90-х годов была проделана работа по их реставрации: на новый шелк, идентичный по качеству прежним обивкам, были перенесены подлинные вышивки XVIII века.




В XVIII веке во время праздничных вечеров и приемов для небольшого избранного общества не только танцевали и музицировали, но и играли в шарады и, особенно, в карты. Следуя европейской моде, увлекались такими карточными играми, как вист, ломбер, бостон, трик-трак. Справа у дивана - раскрытый ломберный стол (Петербург, 1790 г.) с разложенными фишками из перламутра и щеточками для игры (Австрия. XVIII в.) с непременными мелками.




Характерной деталью убранства гостиных являлись декоративные круглые столики, которые часто служили подставками для нарядных настольных украшений. На столике у правого окна стоит яшмовая шаровидной формы ваза, выполненная в 1807 году на Петергофской гранильной фабрике и преподнесенная императрице Марии Федоровне 14 октября того же года на день рождения. Слева у дивана - столик-треножник золоченой бронзы со столешницей зеленого мрамора со светлыми прожилками, который называли «Вердантик» («verde antico»).




Под колпаком помещена небольшая бронзовая скульптура «Поцелуй» по модели известного французского скульптора XVIII века Клодиона, блестящего мастера малой пластики.




В интерьере гостиной можно видеть первоклассные произведения французской художественной бронзы XVIII века, значительные приобретения которой были сделаны при императоре Павле I. На резной золоченой консоли между окон - гарнитур из двух канделябров и часы «Диана» из золоченой и патинированной бронзы (Париж, мастерская Р. Робена, 1780-е гг.).




На противоположной стене на каминной полке - бронзовые золоченые канделябры, в виде двух женских фигур, держащих букет из лилий и роз (Париж, 1770-е гг., по модели Э.-М. Фальконе). Между ними - каминные часы «Аллегория наук и искусств» (Париж, 1790-е гг.). Аллегории воплощены женскими фигурами из патинированной бронзы, сидящими по сторонам колонны, на которой размещен циферблат. На пьедестале колонны - рельефная накладка из золоченой бронзы представляет занятия амуров искусствами и наукой.




По сторонам камина в небольших застекленных шкафиках представлены различные вещицы-сувениры, принадлежавшие Марии Федоровне.




В правом - изделия Севрского фарфора: чашечки, челноки для рукоделия и бюст королевы Марии Антуанетты из бисквита. Здесь же изящные две чашечки с портретами Павла Петровича и его невесты - принцессы Софии Доротеи Вюртембергской на фигурном подносе, дар короля Пруссии Фридриха II. В левом - изделия из перламутра, среди них - шкатулка для рукоделия, подарок от дочери Марии Павловны, герцогини Саксен-Веймарской (Австрия, Вена, нач. XIX в.).




Начало здесь: Большой Павловский дворец в городе Павловске

#рассказ, зима, настроение, интересно, экскурсия, музей, история, парк, #парк, #зима, нравится, достопримечательность, #архитектура, #путешествие, #музей, наблюдение, #достопримечательность, #наблюдение, #Павловск, #Россия, #Ленинградскаяобласть, путешествие, #интересно, #экскурсия, архитектура, памятник, Павловск, #нравится, #памятник, Ленинградская область, #история, #настроение, Россия, рассказ

Previous post Next post
Up