Общий кабинет в Большом Павловском дворце расположен в центре южной анфилады первого этажа дворца.
Свое название кабинет получил от «общих» семейных собраний с беседами и прогулками. Здесь же хранились и семейные реликвии.
Первоначальная планировка и отделка стен бумажными обоями по проекту Ч. Камерона относится к 1780-м годам. В 1797-1798 гг. в бытность императора Павла I архитектор В. Бренна изменил отделку, придав кабинету черты парадности, что особенно коснулось росписи плафона и падуги в технике «гризайль». На падуге он изобразил лепные кессоны, а на плафоне - нарисованные скульптуры Аполлона и девяти муз с доминантой зеленоватого цвета в тон светло-зеленых стен, окрашенных клеевой краской.
В кабинете хранились различные семейные реликвии, подарки и рисунки членов императорского семейств.
Служил кабинет и своеобразной портретной галереей семьи Павла I.
Доминантой среди многочисленных произведений живописи является «Семейный портрет», расположенный в центре на правой (восточной) стене. Он выполнен по заказу императора Павла I художником Г. Кюгельхеном в 1800 г. Семья изображена в саду, в глубине на холме виден Павловский дворец. В левой части картины изображена императрица Мария Федоровна, сидящая в кресле. Она держит за руку маленького великого князя Николая Павловича. Слева от нее - старшие сыновья, цесаревичи Александр Павлович (в синем мундире) и Константин Павлович (в красном). За Марией Федоровной - великая княжна Екатерина Павловна, чуть правее - великая княжна Мария Павловна, играющая на арфе. Позади нее среди деревьев - мраморный бюст умершей в младенчестве Ольги Павловны. В правой части картины представлен император Павел I. Правой рукой он обнимает младшую дочь Анну Павловну. Справа от него - две старшие дочери великие княгини Александра и Елена Павловны. У ножки кресла императора сидит самый младший порфирородный сын великий князь Михаил Павлович.
Слева от картины представлены: вверху - портрет великой княжны Екатерины Павловны (Неизвестный художник, нач. XIX в.), внизу - портрет императрицы Марии Федоровны во вдовьем наряде (Г. Кюгельхен, 1801 г.). Справа: вверху - портрет великой княжны Александры Павловны (Д.Г. Левицкий, 1790-е гг.,) внизу - портрет великой княжны Елены Павловны (И. Грасси, 1790-е гг.).
Под портретами - декоративная развеска семейной коллекции миниатюр; уменьшенные копии шедевров европейской живописи, выполненные дочерями Павла Петровича, а также собственноручные рисунки Марии Федоровны карандашом по молочному стеклу. Среди них особо примечательна работа Марии Федоровны «Суд Париса» в резной золоченой раме.
На противоположной (западной) стене - парадный портрет императора Павла I в мундире Преображенского полка работы С. Щукина 1799 года. По сторонам от портрета: в верхнем ряду слева - изображения двух старших дочерей: Александры Павловны (Д.Г. Левицкий, 1790-е гг.) и Елены Павловны (В. Боровиковский, 1790-е гг.). Справа от портрета Павла I - Александры Павловны (В. Боровиковский, 1790-е гг.) и Екатерины Павловны (Д.Г. Левицкий, 1790-е гг.). Во втором ряду слева - портреты младших сыновей Николая и Михаила, выполненные в технике пастели художником И.Ф. Тишбейном; справа - портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, написанный Г. Кюгельхеном около 1803 года в технике пастели. Рядом - портрет младшей сестры Марии Федоровны Елизаветы Вюртембергской, в замужестве эрцгерцогини Австрийской (И. Хикель, 1790-е гг.).
Под портретами представлен целый ряд рисунков хозяйки Павловска императрицы Марии Федоровны, исполненных карандашом на молочном стекле. Работы небольшого формата заключены в бронзовые золоченые рамки. Особый интерес представляют копии императрицы с произведений известной художницы А. Кауфман, выполненные акварелью с гуашью, например, сложная многофигурная композиция «Трудолюбие, опекаемое Терпением и Упорством, венчается Славой и награждается Изобилием». Все такие работы заключены в специально изготовленные для них резные золоченые рамки.
В 1803 году архитектор А.Н. Воронихин облагородил отделку кабинета, установив вместо печи нарядный камин цветного мрамора и перед ним - высокий экран работы Г. Гамбса, в который вмонтирована картина в овальной раме - живописный рисунок Марии Федоровны на молочном стекле «Забава Амура» с оригинала А. Кауфман.
Центральная (северная) стена с неглубокой зеркальной нишей также украшена портретами членов семейства: в верхнем ряду слева - портрет эрцгерцогини Елизаветы Австрийской (И.-Б. Лампи, 1790-е гг.), справа - портрет великой княгини Марии Федоровны (А. Рослин, 1777 г.). В нижнем ряду слева - портрет великого князя Николая Павловича ребенком (В. Боровиковский, 1798 г.), справа - портрет великой княжны Марии Павловны, герцогини Саксен-Веймарской (И.Ф. Тишбейн, 1804 г.).
В убранстве кабинета размещены превосходные предметы кабинетной мебели русских и западноевропейских мебельщиков XVIII века.
Прямо у зеркальной ниши - уникальный письменный столик Марии Федоровны из красного дерева с бронзовыми золочеными деталями, балюстрадой из слоновой кости и со стеклянной расписной столешницей (Россия, Г. Гамбс, 1793 г.). Роспись на столешнице «Три грации, прислуживают Венере» выполнена Марией Федоровной также с картины А. Кауфман, которая была ее любимой художницей. Личное знакомство с ней произошло во время путешествия по Европе. Посетив мастерскую художницы в Венеции, Мария Федоровна и Павел Петрович приобрели у нее несколько картин. Творчество Кауфман, проникнутое сентиментальными настроениями, послужило источником вдохновения для создания Марией Федоровной своих рисунков.
В центре кабинета - большое бюро красного дерева с бронзовым декором (Германия, мастер Д. Рентген, 1786 г.).
У западной стены - два детских бюро, выполненных в мастерской И. Отта и Г. Гамбса для старших сыновей Павла Петровича Александра и Константина (Петербург, кон. 1780-х гг.)
На шкафиках и бюро размещены многочисленные изделия из слоновой кости и янтаря: лампы, письменные приборы, колонки, обелиски. Они выполнены резчиком И. Файем и его августейшей ученицей императрицей Марией Федоровной.
В 1858 году в Общем кабинете по распоряжению Великой княгини Александры Иосифовны было прорублено овальное окно в Темную буфетную и установлена медная ванна, облицованная красным деревом. После войны при реставрации Общего кабинета восстановлен интерьер начала XIX века.
Начало здесь:
Большой Павловский дворец в городе Павловске