Вся суть написания автопортретов было не главным для Сурикова. На автопортретах художник желал постичь истину в поисках верных цветовых решений, нужного объема и правильных пропорций, познание которых художник впоследствии раскрывал в своих исторических полотнах.
Он использовал себя как натуру, не желая отвлекать родственников для нелегкого, а порой длительного и утомительного позирования, тем более что свой портрет Суриков мог писать в любое удобное и задуманное им время.
Автопортрет Сурикова 1879 года - один из ранних в творчестве художника. Автору на портрете 31 год.
Автопортрет Сурикова не только дает представление об облике молодого художника, но и является одним из ярких образцов этого жанра в искусстве передвижников.
Автопортрет Сурикова 1913 года - художнику 65 лет.
За плечами пройденный сложный творческий путь, путь личных потерь, драм. Скупой по композиции и колориту автопортрет рассказывает о человеке серьезном, цельном, непримиримом, но за этой маской суровости порой проступает человек невероятно живой, веселый и непосредственный.
Автопортрет 1915 года принадлежит к числу самых выразительных. Суриков предстает могучим, полным энергии, зорко смотрящим вперед. В характеристике отсутствуют черты суровости, свойственные другим автопортретам 1910-х годов.
Автопортрет 1915 года - последнее из созданных художником четырнадцати своих изображений.