Лепная гостиная была отделана И. Д. Корсини на месте Голубой атласной комнаты конца XVIII века. В 1839 году по желанию графа Дмитрия Николаевича Шереметева она получает новую отделку и изменяет свое назначение.
Стены, потолок и детали лепки Лепной гостиной сделаны из алебастра. По оштукатуренным стенам и потолку выполняются лепные работы сложного эклектичного рисунка, который издалека напоминает настоящее кружево. Рисунок орнамента - растительный, встречающийся в орнаментике эпохи Ренессанса (Возрождения). Орнамент включает в себя меандры, пальметты, астрагал, ионики, завитки аканта и лозу.
В 1846 году при ремонте были местами вызолочены украшения на потолке, стенах и панели. С той поры сохранился мраморный угловой камин с зеркалом.
Новый паркетный пол был набран из швейцарского клена, мореной английской березы и английского дуба. Интерьер украшала мраморная скульптура.
Часы каминные - французской работы первой половины XIX века, которые хранят секреты разных мастеров. Каменных дел мастер отшлифовал и отполировал мраморные плиты цвета молока, которые стали основанием. Литейщик выполнил бронзовый корпус с гирляндами из плодов и цветов, декорированных золочением. Циферблат изготовил эмальер. Часовых дел мастер (Париж, мастерская Шарпантье) создал механизм хода и боя часов, который состоит из множества деталей, взаимодействующих между собой. К сожалению, именно он, утонченный и хрупкий, наиболее подвержен поломкам. За 200 лет механизм запылился, потерялся колокольчик боя, а утраченные стрелки заменили вырезанные из фольги фигурные полоски. В настоящий момент они отреставрированы - промыли и смазали хрупкие детали, восполнили утраты, подобрали ключ для завода часов.
Мебель эпохи махагони. Благородный цвет красного дерева, причудливо изогнутые ножки, завершающиеся орлиной лапой, сжимающей шар, прямые спинки со сквозным рисунком в виде замысловато переплетающихся лент - визитная карточка мебели стиля Чиппендейл.
В последней четверти XIX века Лепная гостиная становится портретной галереей дома Романовых. Портреты являлись копиями с наиболее популярных в свое время оригиналов. В доме графов Шереметевых такие портреты тем более уместны и логичны, так как его владельцы служили при Дворе всех российских императоров.
Особую художественную ценность представляли портреты членов императорской фамилии Павла I кисти А. Рослена и Николая I работы В. Голике.
Зеркало в резной золоченой раме и скульптура "Амур"
До сих пор в этой комнате сохраняется портрет Екатерины II, работы выдающегося портретиста Д. Г. Левицкого, из коллекции Стрекаловых-Оболенских, представленный на центральной стене. Он занимает то же место, что и портрет Императрицы из коллекции графов Шереметевых, о чем свидетельствует старая фотография интерьера 1920-х годов.
Слава от портрета "Мадонна Конестабиле" копия с оригинала Рафаэля Санти, справа картина "У скульптурного портрета" О.Фрагонара
Сейчас здесь также размещены другие произведения искусства из коллекции В. В. Стрекалова-Оболенского.
Картина "Спящая Венера" работы неизвестного художника, слева от нее картина "Диана у источника" Ш.А.Ван Лоо
В лепной гостиной можно увидеть также портрет графини Агафоклеи Полторацкой. Больше известной, как бабушка прославленной внучки - Анны Керн, той, которая «мимолётное виденье, и гений чистой красоты».
Д.Г.Левицкий - Портрет графини А.Полторацкой
Портрет неизвестной
Кипренский И.А. - Портрет актера И.А.Дмитриевского
В Лепной гостиной Шереметевского дворца представлена коллекция духовых музыкальных инструментов
Олифанты (фр. «olifant») - рыцарские средневековые сигнальные рога, вырезанные из слоновой кости. Олифант всегда украшался резьбой, цепями, кольцами, накладками из драгоценных металлов и был скорее предметом роскоши, нежели музыкальным инструментом.
Музейные инструменты ярко демонстрируют эту традицию. Поверхности инструментов украшены резными сценами охоты, медальонами с изображениями Георгия Победоносца, Петра I, Екатерины I, польских королей Яна Собесского и Августа II.
В Коллекции музыкальных инструментов хранятся восемь олифантов XVIII - начала XIX в. Они поступили в коллекцию музея из Эрмитажа в начале ХХ в. Три из них в 1840-1850-х гг. императрица Александра Федоровна подарила мужу - императору Николаю I на дни рождения.
Здесь же представлена коллекция флейт Александра I. Именно она и положила начало петербургскому музею, который первоначально был музеем Придворного оркестра.
Один из самых необычных экземпляров - хрустальная флейта, которую придумал французский часовщик Лоран. Клапаны для инструмента и кольца на корпусе изготовили из серебра и украсили цветными стеклянными вставками. По звучанию эта флейта отличалась от деревянных инструментов. Ее звук описывали как более точный, мощный и эмоциональный, но не столь богатый обертонами. Современники говорили: «Если вы ее слушаете, какими бы ни обладали нервами, вы обязательно разрыдаетесь».
У этого музыкального инструмента есть прозвище "жираф". И если выше была похожая по форме клавишная арфа, то это - вертикальное фортепиано. Австрия, первая четверть XIX века. На английском название так и написано - Giraffe piano
Слава от фортепиано картина "Ребекка у колодца", справа эскиз портрета Е.И.Нелидовой
Начало здесь: -
Шереметевский дворец - Музей Музыки в Санкт-Петербурге