В музее-квартире Михаила Михайловича Зощенко находится Мемориальная экспозиция, посвященная жизни писателя. Каждая витрина отражает определенный период жизни писателя и преддворяется цитатой из автобиографической книги Зощенко "Перед восходом солнца".
Первая витрина посвящена семье и детству писателя.
"Эх, думаю счастливая пора, золотое детство! И как это ты так незаметно прошло и вон вышло..."
Михаил Зощенко родился в Петербурге в 1894 году, об этом говорит выписка из метрической книги, хотя писатель очень часто называл другой год рождения.
Зощенко родился в дворянской семье, жили не богато, часто меняли квартиры, но большую часть его детства они жили на Васильевском острове. Дело в том, что отец писателя работал в Академии художеств, которая располагалась на Васильевском острове. В семье было 8 детей, Миша был третьим ребенком по счету и самым старшим из мальчиков. Общей фотографии не сохранилось, но есть фотография в витрине, где он с двумя старшими сестрами Валентиной и Еленой.
Так как семья была большая, то отцу приходилось много работать, в том числе и в мозаичном отделении Академии художеств. Одна из его работ - большая мозаика на фасаде Музея Суворова. За эту работу отец получил награду - орден Станислава 3 степени, что было очень почетно.
В этой мозаике есть интересная деталь. Считается, что небольшая елочка, расположенная в углу мозаики, папе помогал выкладывать маленький Миша.
В центре витрины картина отца на которой изображен 9-ти летний Миша и его младшая сестра.
Семья была очень творческая, мать Елена Осиповна до рождения детей выступала в любительском театре, потом в основном занималась воспитанием детей, но в тоже время писала рассказы и отправляла их в разные Петербургские газеты и журналы, в том числе в "Журнал Копейка". Детям она тоже старалась привить любовь к литературе. В целом Зощенко вспоминал детство как довольно счастливое.
Счастливое детство закончилось, когда в 1908 скончался его отец, причем на глазах у юного Михаила. Отец внезапно упал и умер от разрыва сердца. Жизнь началась не простая. Семья была большая и она осталась практически без денег, матери приходилось ходить по разным инстанциям и просить пособие чтобы как-то прокормить детей. Несмотря на то, что денег не хватало, мать старалась дать детям хорошее образование. Все дети учились в гимназиях, хотя учились очень плохо и не раз оставались на второй год. Михаил Зощенко учился очень плохо, постоянно витал в облаках, от этого сильно страдал, но с собой ничего не мог поделать.
На фото Миша гимназист, на кокарде фуражки цифра 8 - номер гимназии, которая находилась на Васильевском острове.
С 8 лет Миша начал писать стихотворения, рассказы, иногда задумывался чтобы стать писателем, но его сочинения не очень высоко оценивали, а выпускное сочинение он вообще написал на единицу, более того учительница красными чернилами ему написала, что это полная чепуха. Для Миши это был сильный удар, и он решил покончить жизнь самоубийством, прямо в гимназии на глазах у всех. Пытался отравиться сурьмой, но его успели спасти. Потом он пересдал экзамен и с горем пополам закончил гимназию.
Сохранился его аттестат зрелости в котором только две четверки - одна по Закону божиему, другая по географии, хотя Мише больше всего нравилась ботаника и зоология.
В 1913 году он поступил на юридический факультет в Петербургский Императорский университет, но проучился всего лишь год, его отчислили за неуплату.
Михаил Зощенко решил заработать денег на обучение, поехал на Кавказ, где работал контролером на железнодорожной ветке между Кисловодском и Минеральными Водами. На тот момент Зощенко увлекался литературой, много читал, даже писал рассказы. Однако в 1914 году начинается война и Михаил Зощенко записывается добровольцем на фронт. При Павловском военном училище он заканчивает 4-х месячные ускоренные курсы, которые готовили младших офицеров - прапорщиков.
Вторая витрина посвящена Первой мировой войне.
"В ту войну прапорщики жили в среднем не больше двенадцати дней".
На фронте Зощенко проявил себя очень отважно. За боевые заслуги он был награжден 4 орденами
А также наградной шашкой, которая приравнивалась к ордену, которой изображен на ее эфесе.
Фотографии Михаил Зощенко тех лет, на одной из которых он с наградным оружием.
Его военная карьера шла в гору. За время службы он вырос от прапорщика до штабс-капитана, но в 1916 году он попал под газовую атаку, в которой отравился фоcгеном, в следствии чего у Зощенко был поставлен диагноз - порок сердца, из-за чего в 1917 году его направляют в резерв.
В этот трудный для Зощенко период он начал вновь заниматься литературой. Писал эпиграммы на сослуживцев, пытался издать «Записки бывшего офицера», но так и не завершил этот труд.
В 1917 году он возвращается в Петроград и продолжил военную карьеру, служил в пограничных войсках, был адъютантом, телефонистом, какое-то время воевал в Красной армии.
В 1919 году его окончательно демобилизовали по состоянию здоровья, и чтобы убежать от тоски за три года Зощенко сменил более 12 городов и более 10 профессий. Успел поработать помощником сапожника, конторщиком, телефонистом, телеграфистом, инструктором по кролиководству и куроводству, а также в уголовном розыске.
Третья витрина посвящены началу творчества писателя. Современные биографы считают, что первые рассказы Зощенко являются подражанием творчеству его матери. В 1920 году Зощенко тяжело переживает её смерть. Но было и хорошее: в этом же году Михаил Михайлович женится на Вере Кербиц.
В 20-х годах Зощенко часто посещал Петроград, в том числе чтобы ухаживать за своей больной матерью. Сидя у изголовья ее кровати он читал ей стихотворения своего любимого поэта Блока, а также Ницше. В витрине поэма Блока «Двенадцать» и томик Ницше "Так говорил Заратустра".
В этой же витрине мы видим рукопись "Гимн придуманной любви", вот цитата: "Нам никогда не понять женщину! Мы никогда не верим в любовь, как в святыню, но говорим, преступно говорим и раскрашиваем свое влечение..."
Рассказы Зощенко тех лет были в духе Серебряного века, в духе философских исканий и один из его рассказов «Сыр бри» Зощенко направил в «Красную газету» на что он получил ответ что сейчас нужен ржаной хлеб, а не сыр бри. Зощенко понял, что для читателя, который появился после Революции нужно предложить что-то новое и Зощенко стал писать очень простым и доступным для людей языком, смешивая разные жаргоны.
Витрина посвящена двум главным женщинам в его жизни. Фотография матери и фотография будущей жены Зощенко - Веры Владимировны Кербитц, с которой он познакомился в 1917 году и довольно быстро влюбился. Писал ей красивые поэтичные письма, которые исследователи относят к первым шагам Зощенко в литературе.
В четвертой витрине мы видим рукописи и различные издания книг, в том числе "Голубую книгу", одно из основных произведений, вышедшее в 1935 году.
"От хорошей жизни писателем не становятся. Надо что-то претерпеть".
В 1920 году они поженились, а через год у них появился единственный сын Валерий. Они всю жизнь были вместе, но отношения между ними были не очень простыми так как у Зощенко на первом месте всегда была литература, с чем Вера Владимировна не могла смириться.
В 1918-19 годах Зощенко начинает посещать литературную студию при издательстве Всемирная литература. Здесь Чуковский и Горький открыли студию для молодых начинающих литераторов. С молодыми дарованиями там занимались уже признанные писатели и поэты. Чуковский, например, вел курс по критике. Зощенко начинал писать критические статьи, но так как они получались плохо он переключился на малые формы и короткие сатирические рассказы.
Первоначально в студии замкнутого, нелюдимого человека приняли не очень хорошо, только чуть позже он сближается с будущими писателями и поэтами. В 1921 году они образовали литературное объединение «Серапионовы братья», членов которого объединяло аполитичность. Они считали, что литература должна быть полностью свободной. Сохранилась фотография членов этого братства на которой присутствует в центре сидит Зощенко, справа с краю Вениамин Каверин, Илья Груздев - первый биограф Горького, Никитин, Елизавета Полонская - единственный брат, которая сестра, за ней Николай Тихонов, Михаил Слонимский и Константин Федин. Не у всех из них получилось оставаться аполитичными, но все равно очень многие из них сдружились, старались друг друга поддерживать на протяжении всей жизни.
Зощенко продолжал совершенствоваться в написании коротких сатирических рассказов и совершенствовал свой литературный навык продолжая посещать занятия у Евгения Замятина, который тоже преподавал в этой студии. Один из первых сатирических рассказов под названием «Рыбья самка» попал даже в руки к Максиму Горькому, который одним из первых очень высоко оценил талант Михаила Михайловича, даже пригласил Зощенко к себе, похвалил его, покритиковал и выделил академический паек и писательскую стипендию. Это было важно в голодные 20-е годы.
Зощенко все чаще стал печататься в разных журналах «Бегемоте», «Пушке», «Смехаче», «Бузотере» и многих других, но, правда, чаще всего он печатался под псевдонимами - Синебрюхов, Гаврилыч, Прыщенихин и многих других. З боялся, что его рассказы не понравятся и тогда второго шанса уже не будет. Но рассказы сразу пришлись по душе читателю, потому что они были написаны простым народным (уличным) языком, фразы, звучащие в его рассказах, звучали отовсюду. Многие фразы мы до сих пор мы произносим. Например: что за шум, а драки нету, а также слово колбаситься. Многие рассказы стали популярными в том числе из-за того, что актеры читали их со сцены и народ многие из них знали наизусть.
В конце 20-х годов вышло издание под названием «Веселые проекты», можно сказать один из первых советских комиксов который издали Михаил Зощенко и художник Николай Радлов.
Первый сборник рассказов Зощенко вышел в 1922 году - это Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова, но даже на этом сборнике нет ни имени, ни фамилии автора, хотя этот сборник был выпущен на деньги и бумаге Зощенко и тираж его был ограничен. Но уже к концу 1922 года его книги выходили тиражом в несколько тысяч, через пару лет в несколько сотен тысяч, а потом даже выходило даже до миллионов экземпляров. Не смотря на огромный тираж люди выстраивались в очереди чтобы купить новую книгу, и они просто разлетались с полок. Это была невероятная читательская любовь. В 30-у годы Зощенко был на пике своей славы. Его стали печатать за границей, кроме того, он стал одним из первых советских писателей которого стали переводить.
В 1934 году Зощенко переезжает в этот писательский дом, в шикарную квартиру. У него к тому времени все складывается хорошо - эффектная жена, фотография сына, читательская любовь, невероятная популярность и гонорары, но, когда его встречают на улице, кажется, что идет самый несчастный человек на земле. Зощенко действительно не чувствует себя счастливым, в витрине стоят аптечные скляночки с сигнатурами, как напоминание что Зощенко страдал не только от болезни сердца, но и от беспричинной тоски. Зощенко пытался разобраться в причинах своего состояния, читал различную литературу, книги по медицине и физиологии, научные труды в том числе Фрейда и Павлова.
В 30-у годы у него появляются уже более серьезные произведения. Они написаны еще Зощенковским языком, но там он уже задумывается о том, почему у человека внезапно может пропасть вкус к жизни.
В 1935 году он пишет «Голубую книгу» в которой анализирует поведение людей даже в разные исторические эпохи. Зощенко называл эту книгу краткой историей человеческих отношений и считал ее одной из лучших своих книг.
Потом он решил написать автобиографическую повесть и подробно в себе разбираться. Для своей повести он собирал материалы более 8 лет. Хотел назвать ее «Ключи счастья», потому что был убежден что если избавится от тоски, то станет счастливым человеком. Но потом называет ее «Перед восходом солнца», потому что перед восходом самый темный час, но есть надежда на что-то светлое. Впоследствии он говорил, что смог избавиться от беспричинной тоски, потому что научился контролировать свои условные рефлексы.
Пятая витрина посвящена тяжелому периоду в жизни писателя.
"Литература - производство опасное, равное по вредности лишь изготовлению свинцовых белил".
Во время репрессий 30-х годов Зощенко старался помогать друзьям, обвиненным в антисоветской деятельности. Даже взял в свою семью нескольких детей репрессированных друзей.
В это время Зощенко переключается на детскую литературу и выходят его знаменитые рассказы о Леле и Миньке. Сохранился черновик рассказа о Лельке, это был первый рассказ для цикла, потом появляются другие рассказы.
В 1939 году Зощенко награждают орденом Трудового Красного знамени за вклад в литературу - это было очень почетно.
Награду вручал Михаил Иванович Калинин и как отмечали присутствующие Зощенко он поздравлял как-то по особому.
В начале ВОВ Зощенко пытается записаться добровольцем на фронт, но его не берут по состоянию здоровья, и он какое-то время остается в Ленинграде. Здесь он работает в противопожарном отряде. На крыше этого дома вместе с другими жильцами гасили зажигательные бомбы.
По заказу Николая Акимова Зощенко и Евгений Шварц вместе пишут пьесу «Под липами Берлина». Сохранилась машинопись с правками автора. Эту пьесу в сентябре 1941 года даже поставили 15 раз на сцене театра Комедий. Потом, правда, пришлось ее снять, так как действие происходит в Берлине, а здесь уже фактически закрылось кольцо блокады.
Зощенко до отъезда очень много работал, выступал на радио, писал для газет юмористические рассказы и фельетоны. Приказным порядком, отказаться он в принципе не мог, его отправляют в эвакуацию в числе первых. Он уезжать не хотел, так как жена и сын призывного возраста, оставались в городе. Зощенко вынужден был уехать, но незадолго до отъезда он пишет жене удостоверение в том, что она работает при нем секретарем машинисткой для того, чтобы ей выдали продовольственные карточки.
Улетал Зощенко на самолете, только с небольшим портфелем так как разрешили взять с собой только 12 кг багажа - 8 из них заняла его рукопись с автобиографической повестью. Зощенко думал, что летит ненадолго, поэтому с собой практически никаких вещей не взял.
Вначале его вывезли в Москву, затем, вместе с Мосфильмом он попал в Алма-Ату. Там он работал в сценарном отделе Мосфильма, но сценарии его так и небыли экранизированы. Параллельно он продолжал активно работать, писал рассказы и фельетоны, а также работал над своей повестью.
При каждой возможности Зощенко слал в Ленинград продуктовые посылки.
Из-за плохого питания ему был поставлен диагноз дистрофия, к тому же усилилась болезнь сердца. В марте 1943 года его отправляют в Москву, где он продолжает активно работать.
В витрине представлены обложка и страница рукописи "Перед восходом солнца" и личные вещи писателя: малюсенькая записная книжка, портсигар, круглые очки и книга Фрейда о Леонардо да Винчи.
Записные книжки писателя. Он дневников не вел никогда, а писал все в записных книжках. Зощенко выработал искусственный метод привлечения вдохновения. Записные книжки он делил на три раздела: в одном разделе у него были яркие события дня, в другом разные цитаты и забавные выражения, а в третьем сюжеты для новых рассказов. Он все это перечитывал и таким образом мог работать. Работал он чаще всего по ночам, писал свои рассказы и хохотал так громко, что соседи начинали стучать ему в стену.
Осенью 1943 года была дописана его автобиографическая повесть «Перед восходом солнца» и первые несколько глав вышли в журнале «Октябрь». Читатели заваливали Зощенко письмами с просьбами продолжать публикацию так как многие надеялись, что эта повесть станет для них тоже лекарством от тоски и на примере Зощенко они смогут избавиться от депрессии.
Но тут разразился жуткий скандал. «Тряпичником бродит Зощенко по человеческим помойкам, выискивая что похуже. В Советской стране не много найдется людей, которые в дни борьбы за честь и независимость нашей Родины нашли бы время заниматься "психологическим ковыряньем". Рабочим и крестьянам никогда не были свойственны такие "недуги", в которых потонул Зощенко. Как мог он написать эту галиматью, нужную лишь врагам нашей родины?», - клеймил писателя журнал «Большевик».
Когда впоследствии Зощенко спросили, если бы он знал чем обернется публикация этой повести, стал ли он ее писать, то он ответил что не только стал бы писать, но и попытался бы ее опубликовать, так как был убежден что она нужна людям и может им помочь. Но, конечно, в 1943 году такая вещь была не нужна. Требовались патриотические произведения, которые могли бы поднять дух народа, а самокопание автора который пытается разобраться в себе пока идет война, показалось неуместным и пошлым. Несмотря на то, что большую часть повести он написал еще до войны. В 1943 году эту повесть запрещают и при жизни Зощенко она так и не была целиком опубликована, это происходит только в конце 80-х годов.
Это событие стало первым ударом для писателя, его в принципе перестали печатать, но потом все постепенно стихло.
Зощенко вернулся в Ленинград, где продолжил работать как драматург. Очень много написал для театров. Была очень популярна его пьеса «Парусиновый портфель», даже сохранились зарисовки к декорациям. Она в 1945-1946 годах в театрах была поставлена более 200 раз. Вроде ничего плохого не предвещало, но внезапно в 1946 году в журнале «Звезда» появляется детский рассказ Зощенко «Приключение обезьяны». Его без ведома Зощенко перепечатали из журнала «Мурзилка», причем там был рассказ про обезьянку. В этом рассказе увидели пошлую, грубую карикатуру на Советское общество, увидели какое-то издевательство, хотя рассказы был просто детским и безобидным. Этот рассказ стал неформальным предлогом для начала травли, хотя причин было гораздо больше. К рассказам Зощенко давно приглядывались и в них видели некий политический подтекст.
В 1946 году выходит постановление о журнале «Звезда» и «Ленинград», доклад Жданова, в котором он выступает с разъяснительным докладом об этих журналах. Фигурировали там в основном там две фамилии Ахматова и Зощенко. Зощенко в нем сравняли с землей, как апологета "гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь"
Много теорий есть на тот счет почему они были выбраны. Кто-то считает, что это был случайный выбор, потому что шла борьба Жданова и Маленкова и они «попали под раздачу», кто-то считает, что на них выбор пал целенаправленно, так как они были на тот момент самыми знаменитыми людьми Ленинграда. Также припомнили что Зощенко и Ахматову отправили в эвакуацию и посчитали что они мало написали для народа.
В 1946 году Зощенко и Ахматову исключили из Союза писателей, с ним перестали сотрудничать все журналы и более того у него отобрали трудовые продуктовые карточки, по которым в Советском Союзе питались до 1947 года. По большому счету их обрекли на голодную смерть, так как работы никакой нет, денег нет, в печать ничего не идет абсолютно.
Сначала Зощенко думал, что произошло просто недоразумение, потому что все это выглядело очень абсурдно. Он лично писал Жданову и даже личное письмо Сталину, но ответа, разумеется, так и не получил.
Потом ждал что его арестуют, поэтому много ночей провел в парадной дома между 4 и 5 этажами. Он садился на подоконник, с которого был видно если заезжает машина. За ним так никто и не приехал, он остался на свободе, но фактически в изоляции.
Мог идти по улице и люди переходили на другую сторону дороги чтобы с ним не здороваться, так как боялись даже просто разговаривать с опальным писателем. Морально это было тяжело переживать так как вначале была невероятная слава, а потом резкое падение и публичное унижение.
Зощенко выжил благодаря друзьям, которые от него не отвернулись и помогали продуктами. В почтовом ящике Зощенки иногда находили деньги - их подбрасывали Каверин, Мариэтта Шагинян и Федин.
Он пытался как-то выживать, вспомнил сапожное дело - нарезал стельки и пытался их за какие-то копейки продать, а также переводами, которые делал Зощенко. Многие считают, что его переводы намного лучше оригинала. Самый знаменитый его перевод с финского «За спичками», который стал очень популярен и по нему даже был снят фильм.
С 1946 по 1953 год Зощенко очень много работал, но почти ничего не публиковалось. Даже на тех книгах который выходили до 1953 года очень редко где можно встретить фамилию Зощенко.
В 1953 году, после смерти Сталина, Зощенко пишет заявление в Союз писателей, где перечисляет все что было опубликовано с 1946 по 1953 год с надеждой что его восстановят в Союзе писателей, так как в 1951 году уже восстановили Ахматову и этому ничто не помешало.
Зощенко принимают заново как молодого и начинающего писателя, как будто он никогда писателем не был. Приняли его даже на правах переводчика, так как считали, что он ошибку свою так и не понял, и не исправился, но хотя бы дали возможность работать.
В 1954 году приезжают студенты из Англии и требуют показать им могилу Зощенко и Ахматовой, что было для всех шоком так как они были живы. Решили организовать с ними встречу на которой студенты задавали множество вопросов, в том числе и о том, как они относятся к тому, что о них говорили в 1946 году. Зощенко сказал что он не согласен с обвинением и для него все что говорили было просто оскорблением так как его назвали подонком литературы, человеком бесчестным, пошляком и что больше всего его оскорбило то, что его назвали трусом, что во время ВОВ он отсиделся в тылу и вместо того чтобы писать что-то нужное для народа, он пишет низкую автобиографическую повесть вывернув свою подлую душонку наружу и теперь все знают кто такой писатель Зощенко. Он с этим не мог согласиться. Трусом он себя назвать не мог и считал, что у писателя совесть должна быть чиста. Студенты его ответ восприняли хорошо, ему аплодировали, с даже ним сфотографировались.
После отъезда студентов собирается собрание в Союзе писателей, на котором публично обсуждаются пороки Зощенко, вновь говорят, что он антисоветский писатель. На этом собрании он выступает с речью, в которой пытается объяснить почему он не может согласиться со всеми этими оскорблениями и обвинениями, хотя многие советовали покаяться за свои ошибки. Он искренне не понимал почему он должен со всем этим соглашаться.
После этого выступления начинается новая волна травли, его громят в газетах и журналах, говорят что ему дали второй шанс, а он опять высказывается против партии.
Когда студенты вернулись в Англию начали выходить статьи о том, что в Советском союзе все еще есть свобода слова и здесь писатели все еще свободно выражают свое мнение. После этого травля прекращается, но до конца своих дней Зощенко становится полузапрещенным писателем. Кое-что, конечно, публиковалось, но чаще всего это были переводы.
В последней витрине можно увидеть историю болезни, аптечные ярлычки и санаторную книжку, печатную машинку, игральные карты, а также свидетельство о присвоении в 1994 году малой планете имени "Зощенко".
Последние годы он очень много времени проводил на даче в Сестрорецке, где находил уединение и умиротворение. Здесь он разрабатывает сюжеты для новых рассказов и надеялся еще поработать.
В 1955 году он вышел на пенсию, которую впервые получил в 1958 году, незадолго до смерти. Зощенко страдал от болезни сердца, жил в бедности, находился в тяжелом моральном состоянии. Он скончался от острой сердечной недостаточности на своей даче в июле 1958 года. Похоронен он на Сестрорецком кладбище, так как в Ленинграде его запретили хоронить, хотя он уже не был запрещенным писателем, власти боялись громких речей на его похоронах.
Обстановка на даче долгое время также оставалась такой, какой была при жизни Михаила Михайловича Зощенко. Вера Владимировна надеялась, что там откроется литературный музей, однако в 90-е годы дача, к сожалению, сгорела. Сейчас в Сестрорецкой библиотеке есть небольшой музей.
Рядом с библиотекой установлен памятник писателю
Только в конце 80-х годов признали ошибочным постановление 1946 года, после этого постепенно начинают восстанавливать доброе имя Зощенко, в начале 90-х появляется первая полноценная биография о нем, сейчас даже в школьную программу вводят Зощенко. На некоторых психологических факультетах изучают его повесть «Перед восходом солнца», потому что в этом произведении очень глубокий психоанализ.
Читают Зощенко в разных уголках мира, в витрине издания произведений Зощенко, присланные из разных стран. За границей его ценят за то, что он смог описать советский быт, чтобы понять, как жил советский человек.
Музей Михаила Михайловича Зощенко, по распоряжению Собчака, был открыт только в 1992 году.
В 1994 году, к 100-летию со дня рождения писателя, одной из малых планет было присвоено имя Михаила Михайловича Зощенко.
Набор ароматов, каждый из которых вызывает ассоциации с разными этапами жизни Михаила Михайловича Зощенко.
Рассказы Михаила Михайловича Зощенко до сих пор актуальны, его до сих пор читают, что является наилучшей памятью для любого писателя.
Начало здесь:
Музей-квартира Михаила Михайловича Зощенко - Мемориальная экспозиция