Собор Успения Пресвятой Богородицы в Сергиевом Посаде

Nov 24, 2023 09:16

Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559-1585 годов, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте. Государь со всем семейством присутствовал при закладке храма. Его строительство стало продолжением традиции возведения в честь Успения Пресвятой Богородицы главных соборов древних русских городов. Заложенный при игумене Иоасафе II, он был завершен при архимандрите Митрофане.
Освящение храма состоялось в 1585 году уже после смерти царя Иоанна Васильевича, совершил его митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии сына Иоанна Грозного государя Федора Иоанновича и его супруги Ирины. Воздвижению Успенского собора было придано государственное значение.




По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря.

В середине XVIII века изменен его верх: покрытие по закомарам сменила четырехскатная кровля, увеличена высота центрального барабана, сделаны луковичные главы.




До 1780 года собор имел западную, крытую сводом паперть, где был погребен царь Борис Годунов с семьей.







После замены паперти существующим крыльцом над гробницами сооружена каменная шатровая палатка.




Внутреннее пространство Успенского собора поражает величественными размерами и насыщенностью светом.




Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас, включающий в настоящее время 76 икон, стиля "нарышкинского" барокко со сквозными колонками, обвитыми виноградной лозой. За иконостасом имеются хоры в виде трехъярусной галереи, аналогичные хорам Успенского собора Московского Кремля.




И с "Распятием" в завершении начала XVIII века с иконами XVII века




А также два прекрасных бронзовых литых и чеканных паникадила работы мастеров Оружейной палаты (XVII века) , подаренные в монастырь представителями рода Яновых.




При главном алтаре устроены два придела: великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины - в честь небесных покровителей царя Федора Иоанновича и его жены царицы Ирины Федоровны Годуновой. Возникновение еще одного придела - святителя Николая Чудотворца - относится к 1608-1610 годам, времени героической 1б-месячной защиты монастыря от польско-литовских войск.




Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она выполнена в лучших традициях фресковой живописи XVII столетия и представляет собой целостный и яркий комплекс. На протяжении XVIII-XIX веков она неоднократно поновлялась и в некоторых местах сохранилась под несколькими слоями записей. На северной и южной стенах в четырех регистрах помещены изображения на евангельские сюжеты, на темы акафиста Божией Матери




Сюжеты на тему семи Вселенских Соборов и пояс «полотенец», на западной стене - «Страшный Суд».




На мощных пилонах и в оконных проемах изображены фигуры святых. Примечательной особенностью монументальной росписи собора являются многочисленные изображения русских святых княжеского происхождения: благоверных князей Владимира Киевского, Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Черниговского, Довмонта Псковского, царевича Димитрия и других.




Важное место занимают изображения особо чтимых преподобных отцов: Онуфрия Великого, Петра Афонского, Павла Фивейского, Антония и Феодосия Печерских, Зосимы и Савватия Соловецких. Специальная тема росписи - образы Радонежских чудотворцев преподобных Сергия и Никона, Михея, Максима Грека, Саввы Стромынского, в том числе редкое изображение архимандрита монастыря Дионисия (Зобниновского).




Центральный купол заполняет образ Христа Вседержителя




В малых изображены Господь Саваоф, Отрок Иисус Благословляющий, образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и святой Иоанн Предтеча, в барабанах - фигуры праотцев и пророков.




Фресковая живопись выполнена за три с небольшим летних месяца в 1684 году артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером иконописцем Дмитрием Григорьевичем Плехановым. С именем этого художника связано выполнение целого ряда замечательных росписей, в том числе фресок Архангельского собора в Московском Кремле (1660-1666), Успенского собора в Ростове (1676), Софийского собора в Вологде (1686-1688) и других.
Главными святынями собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского и преподобного Максима Грека, открытые для поклонения в теплое время года, когда Успенский собор становится главным храмом, в котором совершаются монастырские богослужения.




В соборе, в стеклянном саркофаге, хранится еще одна святыня собора - деревянный гроб, в котором вплоть до 1585 года покоились мощи преподобного Сергия Радонежского. В 1585 году гроб был перенесен из Троицкого собора в Успенский, мощи же Преподобного в Троицком соборе были переложены в серебряную золоченую раку, выполнение которой было завершено при царе Федоре Иоанновиче.




Собор Успенский в комплексе "Монастырь Троице-Сергиева лавра" является объектом культурного наследия федерального значения

наблюдение, #рассказ, #достопримечательность, #наблюдение, #Россия, #храм, интересно, путешествие, СергиевПосад, #интересно, памятник, история, #СергиевПосад, #памятник, #церковь, достопримечательность, #история, #религия, #путешествие, Россия, рассказ

Previous post Next post
Up