Стеклярусный кабинет - главная достопримечательность Китайского дворца. Он предшествующий Большому залу, и по праву считается мировым шедевром искусства интерьера.
В кабинете сохранилась подлинная уникальная отделка 1760-х годов.
Этот блестящий образец стиля рококо прежде всего знаменит своими стеклярусными панно- холстами, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком - синелью.
Двенадцать панно ручной работы
Из них два десюдепорта
выполнены предположительно по рисункам С. Бароцци в 1762-1764 годах девятью мастерицами-вышивальщицами: Анной Андреевой, Авдотьей Логиновой, Татьяной и Лукерьей Кусовыми, Прасковьей, Матреной и Авдотьей Петровыми, Клеопатрой Даниловой, Марьей Ивановой под руководством француженки Мари де Шелль, бывшей актрисы, организовавшей мастерскую «шитья для комнат Ее И. В. обоев и других уборов».
Стеклярус был изготовлен на Усть-Рудицкой мозаичной фабрике, которую основал М. В. Ломоносов в окрестностях Ораниенбаума. На панно изображены причудливые пейзажи в стиле шинуазри - фантастические птицы, растения, порхающие бабочки. Вышитые панно с экзотическими пейзажами заключены в золоченые рамы изысканной резьбы, имитирующие древесные стволы пальмы, увитые листьями, цветами и гроздьями винограда и увенчанные фигурками драконов.
Лепное панно над камином гармонирует по стилю со стеклярусными панно и также близок манере Серафино Бароцци.
Плафон Стеклярусного кабинета «Щедрость и Зависть» - одна из лучших аллегорических композиций итальянского живописца Гаспаро Дициани.
Изначально пол в Кабинете был набран из смальт (плиток цветного стекла), изготовленных также на Усть-Рудицкой фабрике, который создавал эффект необыкновенной сказочной феерии, окрашенной восточным колоритом. Первоначальная необычная отделка пола дала Кабинету второе название - «Мозаичный покой».
Екатерина II, с гордостью показывая дворец своим гостям, особо выделяла Стеклярусный кабинет, имевший, по выражению той эпохи, «преизрядный вид». Императрица нередко принимала здесь высоких посетителей.
К середине XIX века мозаичный пол из-за сырости пришел в негодность, и в 1856 году он был заменен на наборный паркет, однако и в новом материале сохранил прежний рисунок.
В Стеклярусном кабинете хранятся три подлинных шедевра декоративно-прикладного искусства - уникальные столики, выполненные на Петергофской гранильной фабрике под руководством мастера Якоба Мартини.
Столешницы с волнистыми краями украшены сложнейшими композициями, набранными из цветных ломоносовских смальт; даже подстолья и ножки этих изящных столиков отделаны смальтой оранжевого цвета.
Столешница одного из них представляет обрамленную геометрическим орнаментом пейзажную композицию: узкая пирамида, напоминающая парковые обелиски, окружена фрагментами руин античных сооружений.
На другом столе с поразительной точностью изображены географические карты, ноты, книги, компас, глобус.
Более поздние французские классицистические золоченые кресла второй половины XVIII века на фоне подлинных стеновых панелей 1760-х годов, вышитых стеклярусом.
Стеклярус точечно подсвечивают, чтобы показать, как он искрится и переливается.
Начало здесь:
Китайский дворец в Ораниенбауме