Фарфоровый кабинет расположен в восточном выступе павильона Катальной горки и представляет собой небольшое помещение площадью около 25 квадратных метров. Но кажется он достаточно просторным благодаря своей квадратной форме и обилию света. Фарфоровый кабинет с трех сторон освещен четырьмя окнами. Декор Фарфорового кабинета, живопись стен, пола и потолка, лепнина и позолота - все продумано с целью подчеркнуть белизну и изящество фарфора.
Композиционное и живописное решение центральной части плафона усиливает это ощущение. Парящие амуры - лишь небольшие акценты на фоне голубого неба, создающего иллюзию открытого пространства. Потолок, стены и пол кабинета были расписаны С. Бароцци.
Здесь, на стенах, размещены уникальные фарфоровые мифологические группы, выполненные в 1772-1774 годах по заказу Екатерины II на Майсенской мануфактуре специально для этого зала по моделям скульптора И. И. Кендлера.
Прием оформления стен консолями характерен для Ринальди. Различные по размеру и форме лепные консоли, связанные в единую композицию замечательные по тонкости исполнения живописный и лепной орнамент, составляют основной декор кабинета.
Всего было выполнено 40 скульптур, которые в аллегорической форме прославляли победу России в русско-турецкой войне и императрицу Екатерину II вдохновительницу триумфа.
Повествовали о жизни России в XVIII веке, её славных морских победах, о бурном развитии экономики, торговли, наук и искусств. Эти миниатюрные изящные статуэтки органично входили в композиционное решение отделки кабинета, удачно дополняя ее.
Сейчас в кабинете можно увидеть 34 скульптурные группы.
Часть из них подлинные XVIII века, часть выполнена в XIX веке в Мейсене по первоначальным моделям.
Такой коллекции в России больше нигде не увидеть.
Отдельно надо выделить статуэтку слона, с которой произошла просто детективная история.
После революции фарфоровая коллекция была разграблена. Позже что-то удалось обнаружить в различных музеях в разной степени сохранности, часть безвозвратно (как считалось) пропала. В фондах Ораниенбаума хранилась часть фарфоровой группы со слоном - подставка с частью ноги, погонщиком и хоботом.
Недавно был обнаружен сам слон, музею удалось выкупить его из частной коллекции. Отреставрированную воссоединённую статуэтку можно увидеть теперь в музее.
(Фото из интернета)
Вернувший в родные пенаты слон и другие фарфоровые статуэтки сейчас, как и раньше, расставлены на лепных консолях-полочках.
Некоторые из консолей поддерживают фигурки обезьян.
(Фото из интернета)
Отсюда и второе название комнаты - Кабинет обезьян.
Кроме того, в XVIII веке на консолях стояли мифологические фарфоровые группы, из-за чего первоначально «обезьяний» кабинет, который в архивных документах значился как помещение, «где будет убрано фарфором», назывался еще и Мифологическим.
Начало здесь:
Ораниенбаум. Павильон Катальной горки