Печорский храм Сорока Мучеников Севастийских - один из уникальных примеров в истории Русской Православной Церкви. Он не был закрыт в XX столетии - ни в период первых десятилетий советского безбожия, ни во время Великой Отечественной войны.
Деревянная Сорокамученическая церковь ведет свое начало с XV века и на заре своего существования являлась частью Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
Церковь Сорока Мучеников Севастийских - первая церковь подмонастырской слободы, в 1540 году была перенесена преподобномучеником Корнилием из монастыря на «дворец», небольшую площадь, напротив главного входа в монастырь.
С этих пор храм первым встречает многочисленных паломников, приезжающих поклониться знаменитым святыням древней Псковской обители.
В 1581 году, во время осады монастыря войсками Стефана Батория, храм сгорел. На этом месте построили новую деревянную церковь во имя Сорока Мучеников Севастийских, но и она была сожжена польско-литовскими отрядами. Была построена еще одна, третья деревянная церковь. Известно, что к концу XVIII века эта церковь сильно обветшала и в 1778 году было принято решение начать на том месте строительство новой каменной церкви во имя Сорока Мучеников Севастийских. Существующая церковь, без колокольни, построена на церковные средства и пожертвования прихожан в 1817 году.
Каменная колокольня была построена на пожертвования прихожан и церковного старосты купца М.Е. Плешкова в 1860 году. В 1880 году семьей Плешкова для церкви были приобретены семь колоколов.
С 1920 по 1940 год - времени вхождения города Петсери (так по-эстонски назывались Печоры) в состав Эстонии - местная православная церковь находилась в ведении Константинопольского патриархата. Затем, за год до начала войны, в июне 1940 года, городок был присоединен к Советскому союзу, и сразу после его присоединения приход Сорока мучеников подал прошение о его принятии в Московский патриархат, что и было исполнено через некоторое время.
Несмотря на то, что сама церковь являлась небольшой, в 1930-е годы ее приход насчитывал до 3 тысяч человек, а в совет прихода входило 20 выборных членов
К сожалению, внутреннее убранство церкви не сохранилось.
В основном оно представлено оформлением XIX века.
Севастийские мученики - это воины-христиане, погибшие в ужасных муках за веру во Христа.
Память Сорока Мучеников Севастийских относится к кругу наиболее чтимых праздников, который берет свое начало с IV века. В это время, согласно церковной летописи, войска святого Константина готовились к войне, а его соправитель Ликиний принял решение очистить принадлежащее ему войско от христиан. Тогда в 320 году неподалеку от армянского городка Севастии (Малая Армения, совр. Турция) была казнена большая дружина, состоящая из сорока каппадокийцев, которые исповедовали христианство. С воинов сняли одежды и в лютый мороз вывели на обледенелое озеро, а рядом с берегом растопили баню чтобы желающие отречься от Христа могли в ней согреться.
Один воин не выдержал и бросился к бане, но прямо перед ней упал замертво. Ночью лед растаял, а вода стала теплой; над головами всех воинов появились светлые круги. Наутро все мученики остались живы. Один из римлян, Аглаий, видя стойкость духа христиан, сам разделся и присоединился к стоявшим в озере. Тогда стражи вывели их из воды и зверски перебили им голени. После казни тела сорока мучеников сожгли.
Эта каменная церковь с трапезной, колокольней и очень скромным декором освящена в честь великой смелости и твердости духа пострадавших. Считается, что храмы, посвященные Сорока Мучеников Севастийским большая редкость в России.
Сохранившаяся с XVIII века библиотека старопечатных книг и архивные документы позволяют проследить его историю, представить себе в деталях организацию церковной жизни и особенности отправления богослужений в храме Сорока Мучеников Севастийских в Печорах в различные его периоды. В том числе и в годы фашистской оккупации 1941- 1944 годах.
В церковном архиве храма сохранились источники касающиеся его деятельности: приходно-расходные акты, списки причастников и кающихся, метрические записи о рождении, браке и смерти, а также церковные книги. Эти источники в Сорокамученической церкви, позволяют реконструировать ранее неизвестные подробности.