В музее-заповеднике «Павловск» можно увидеть потрясающие изделия из фарфора, часть которых хранится здесь еще со времен императрицы Марии Федоровны. Здесь представлено более 40 предметов, многие из которых находятся в коллекции Павловска со времен его первой хозяйки - императрицы Марии Федоровны.
Мария Федоровна увлекалась английской керамикой. При ее жизни в Павловском дворце имелась великолепная коллекция из 14 английских сервизов, которые поступали в ее резиденцию с 1802 по 1821 год. Прежде всего, это произведения лучших мастеров - Дж. Веджвуда (сына) и Дж. Споуда (сына).
Увлечение императрицы Марии Федоровны английской керамикой было не только данью англомании, утвердившейся в России со времени Екатерины II, но и стремлением заказывать не столь дорогостоящие сервизы, как у знаменитых европейских мануфактур Севра, Вены и Берлина. Некоторое удешевление производства в Англии достигалось, в частности, за счет применения печатного декора (вместо дорогой ручной работы) - собственно английского изобретения. Во второй половине XVIII века при декорировании фарфора англичане использовали как надглазурную, так и подглазурную печать, при этом источником изображений служили популярные гравюры и книжные иллюстрации. У английского фарфора были и другие особенности. Изначально фарфоровая масса не содержала каолина (этим она была близка по составу французскому «мягкому» фарфору). Английский костяной фарфор покрывали глазурью с большим количеством свинца, что при обжиге придавало изделиям яркость и блеск.
Английский сервиз отличался разнообразием масс, использовавшихся для изготовления предметов. Большой популярностью пользовался тонкий английский фаянс «цвета сливок». В 1763 году Веджвуд усовершенствовал состав тонкого фаянса, и после одобрения в 1765 году королевой Шарлоттой, супругой короля Георга III, назвал этот материал «фаянсом королевы».
В состав экспозиции вошли сохранившиеся остатки праздничного столовый сервиза, привезенного в 1817 году, работы Дж. Веджвуда, получивший название «сервиз с позолоченным бортом и с вензелем „М“, поскольку в скромный орнаментальный декор был включен небольшой овальный щиток с монограммой императрицы Марии Федоровны в виде буквы „М“ под императорской короной.
Он впервые использовался для сервировки праздничного стола в честь императора Александра I - победителя
и сервиза с монограммой Марии Федоровны в виде буквы «М».
Первоначально оба сервиза состояли из более чем 1 500 предметов, к сожалению, из нескольких тысяч предметов удалось сохранить лишь 300 единиц. Остальные были изъяты в 1920-30-е годы и распроданы через «Антиквариат».
Особое место при производстве керамики занимали разнообразные каменные массы, для изготовления которых использовали огнеупорные и тугоплавкие глины. Яшмовая масса, открытая в середине 1770-х гг. Джозайей Веджвудом, - это материал, окрашенный оксидами металлов в зеленый, лиловый и желтый тона, но чаще всего в голубой. Изделия из яшмовой массы украшали белым рельефным декором, выполненным в отдельной форме.
С 1814 года по случаю больших праздников в Павловском дворце стали постоянно использовать новый сервиз работы Дж. Споуда, сразу же внесенный в Описи дворцового имущества под названием «аглинского фаянцу с темным бортом», доставленный в Павловск в апреле 1814 года.
В первый раз его использовали для сервировки стола 27 июля того же года, когда в Розовом павильоне состоялось грандиозное празднование встречи императора Александра I - победителя, вернувшегося в Петербург из парижского похода.
Это было пышное театрализованное торжество с многочисленными гостями, которые, безусловно, должны были оценить английский сервиз.
В коллекции Павловска хранится 61 предмет из чайно-кофейного сервиза „с эмблемами земледелия“», датируемый 1810-1815 гг. работы Дж. Веджвуда.
Каждый предмет украшают изображения орудий сельскохозяйственного труда в разных сочетаниях. Декор выполнен в технике печати с последующей ручной доработкой.
Сервиз использовался для чаепитий на Ферме (павильоне в Павловском парке) при посещении ее императрицей и ее гостями.
Также здесь представлены отдельные изделия английской керамики: чайные пары, медальоны, декоративные тарелки и многое другое.
Собирательская деятельность музея позволила расширить диапазон представленных керамических производств Англии, предметных форм, используемых керамических масс и способов декора.
На выставке представлены наиболее интересные в художественном отношении предметы фонда керамики.