Картины Клода Моне в Главном Штабе Государственного Эрмитажа в Петербурге

Nov 28, 2022 16:15

Клод Моне - крупнейший мастер импрессионизма. Ведущим жанром его творчества был пейзаж. Моне разработал и довел до логического завершения живописную систему импрессионизма. Еще при жизни Клода Моне считали величайшим живописцем. Великий художник, скончавшийся в 1926 году в возрасте 86 лет, оставил после себя около 2 тысяч полотен.
В Государственном Эрмитаже Санкт Петербурга хранится десять полотен Клода Моне.
Жемчужина коллекции Государственного Эрмитажа - прославленный шедевр “Дама в саду” - это одно из первых произведений художника, она была создана за семь лет до рождения импрессионизма, как художественного объединения, так и самого слова.
Эта картина, несмотря на то что она создавалась задолго до самого импрессионизма, содержит всё, что мы знаем и любим в этом направлении живописи - и солнечный свет, и звучные яркие краски, и вообще это в первую очередь пейзаж, женщина здесь вторична.
Клод Моне "Дама в саду" 1867




Картина “Сена в Руане” была написана Клодом Моне в 1872 году, в ранний период его творчества. В Руане его привлекают парусники, стоящие на приколе со спущенными парусами. Раздельными мазками чистого цвета он пишет воду и отражения в ней, зелень листвы, свет и цветные тени.
Клод Моне "Сена в Руане" 1872




Моне построил для себя лодку-мастерскую и плавал по Сене, работая в местах, привлекших его внимание. Он изображает Аньер, городок к северу от Парижа, место отдыха горожан. Солнечный свет объединяет домики на противоположном берегу и баржи на переднем плане. Их массивные формы подчеркивают подвижность воды и отражений в ней. Моне создает картину "Сена в Аньере" полностью на пленэре, поэтому она сохраняет характер эскиза.
Клод Моне "Сена в Аньере" 1873




“Большая набережная в Гавре” Моне, картина, которая была создана буквально за пару месяцев до исторической выставки импрессионистов, до рождения самого импрессионизма. Картина изображает здание пароходной конторы «Бюро Большой набережной» с вывеской пассажирской линии «Гавр-Кан».
Клод Моне "Большая набережная в Гавре" 1874




На картине «Женщина, сидящая в саду» Моне изобразил свою жену Камиллу, сидящую в тени, на траве в саду возле своего дома в Аржантее; сам дом виден за цветником и молодыми деревьями и служит общим ярким солнечным фоном. Моне любил цветы и сам ухаживал за ними в своем небольшом саду, который стал источником мотивов для многих его картин.
Клод Моне "Женщина, сидящая в саду" 1876




Картина "Сад" была написана в 1876 году. В это время художник жил в собственном домике на своей родине, в Аржанте - северо-западном предместье Парижа. Вероятно, именно там он и нашёл сад, который в дальнейшем запечатлел на холсте.
Клод Моне "Сад" 1876




В поисках новых мотивов Моне иногда выезжал из Живерни. В Италии, на границе с Францией, он открыл для себя городок Бордигера. Во время этой поездки Моне писал в саду у господина Морено. Его привлекли роскошные пальмы, а главное,
необычные цветовые сочетания. По словам художника, это «заставит вопить врагов синего и розового, потому что как раз это сияние, этот феерический свет я стремлюсь передать, а те, кто не видел этих мест начнут кричать о неправдоподобии, хотя я даже не дотягиваю до тона».
Клод Моне "Сад в Бордигере,утро" 1884




Стога в живописи появились со времён возникновения импрессионизма. Моне, как художник-новатор, привнёс в данный сюжет свои элементы - серийность и особое видение света. Моне писал стога сена на лугах в Живерни в разное время года, при разном освещении, которое так быстро менялось, что он просил дочь приносить ему всё новые холсты. Его изощренный взгляд находил в сухой траве сотни оттенков цвета. Каждый холст - это законченная картина, на которой зафиксировано одно мгновенное впечатление. Вместе они составили бесконечную серию.
«Стог сена в Живерни» - одна из наиболее известных картин из серии, посвящённой стогам. Яркая колористика работы придаёт сюжету некую абстрактность и набросочность. Стог сена со смещённой вершиной выдвинут на передний план, но как бы ни пытался автор акцентировать внимание на этот элемент, взгляд зрителя неизменно устремляется на цветущее поле. Рука мастера не только выписала поле в ярких тонах, но и придала ему движение - цветы колышутся на ветру, создавая неровную рябь на поверхности. Любопытный фрагмент - задний план, как будто поддёрнутой, дымкой на горизонте виднеются просторы с участками деревьев. Крыши уютных разномастных домиков довершают деревенскую пастораль.
Клод Моне "Стог сена в Живерни" 1886




«Луга в Живерни» - это последнее купленное Сергеем Щукиным в галерее Дюран-Рюэля произведение Клода Моне, которое оказалось одновременно и еще одной пробой сил, и предвестницей его скорого и бурного развития. Туманный, тонущий во влажной дымке пейзаж написан летом 1888 года в окрестностях Живерни, где художник вскоре создаст свою знаменитую усадьбу с прудами. Пока же он изображает полюбившиеся болотистые луга и тополя, видя их спокойным взглядом давно знающего красоту этих мест мастера. Живерни для Моне - идеальная мастерская в любое время года и при любой погоде, поэтому и хмурый день - не причина отказываться от работы на мотиве. Редкие блики солнца еле заметны на земле; очертания леса на заднем плане размываются и приобретают таинственные, ирреальные очертания.
Клод Моне Луга в Живерни 1888




Ощущение беспредельности и слияния двух стихий - неба и моря впервые во французском пейзаже 19 века возникает на полотнах Клода Моне. В картине «На крутых берегах близ Дьеппа» изображен ирреальный морской пейзаж из наплывающих, текучих форм. Единство живописного стиля в передаче моря и неба достигается нерасчлененностью дальнего и близкого планов. Неподвижное море излучает опаловый свет, а скалы похожи на гигантские темные облака, сползающие в море.
Клод Моне На крутых берегах близ Дьеппа 1897




искусство, #рассказ, выставка, настроение, #Эрмитаж, интересно, экскурсия, музей, #выставка, #искусство, #украшение, нравится, достопримечательность, #путешествие, #музей, #творчество, творчество, наблюдение, #достопримечательность, #наблюдение, #Россия, путешествие, #интересно, #экскурсия, #нравится, #Петербург, украшение, Петербург, Эрмитаж, #настроение, Россия, рассказ

Previous post Next post
Up