Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове в Петербурге

Jul 12, 2022 07:12

Возле Невы, на набережной Лейтенанта Шмидта, на Васильевском острове, возвышается одна из красивейших церквей Санкт-Петербурга Успения Пресвятой Богородицы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни (Бывшее подворье Киево-Печерской Лавры) невероятно красива внутри и снаружи. Убранство очень торжественное и в то же время сдержанно - лаконичное. Ни одной лишней детали. Идеальное цветовое сочетание. Роспись нужно видеть - можно часами стоять и рассматривать каждый уголок.




Ранее на месте храма в 1721 году было заложено монастырское подворье с небольшой церквушкой и несколькими строениями.




За свою историю оно несколько раз переходило от одного монастыря к ведению другому. В 1875-ом году его приобрела Киево-Печерская Лавра. На тот момент маленькая церквушка не вмещала всех прихожан, а здания вокруг не отвечали требованиям монашеского подворья. Митрополит Киевский Иоанникий ходатайствовал о перестройке подворья. В 1894 году был проведен конкурс среди архитекторов на постройку комплекса церковных зданий. Среди множества работ был отобран проект Косякова Василия Антоновича (он же построил Кронштадтский морской собор).




Ныне здесь располагается подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове в Петербурге является объектом культурного наследия Федерального значения




Храм построен в 1895-1897 годах при участии инженера Бронислава Правдзика. Здание выполнено в псевдорусском стиле, распространенном в XIX-XX веках. Русско-византийское направление объединяет элементы европейской культуры и архитектуры и народные творческие мотивы. Нижняя часть постройки отделана серым гранитом. Верх выстроен из радомского песчаника и четырнадцати видов лекального кирпича. Впервые в Санкт-Петербурге при строительстве церкви, гладкие части куполов были облицованы листами алюминия.




Новаторство автора проявилось в применении пересекающихся арок для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Таким образом, ему удалось обустроить внутренне пространство церкви без колонн, и зал для ведения служб получился большим и мог вместить до двух тысяч прихожан. На подворье помимо церкви были выстроены еще конюшни, жилые, бытовые и служебные помещения, был разбит уютный садик. Постройки были расположены так, чтобы оградить мирную монашескую жизнь от столичного города.
Освящение главного алтаря и придела состоялось в декабре 1897 года.




К 1900 году строительство закончилось.




Роспись интерьеров храма в 1902-1903 годах исполнили московские мастера Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Ф.А. Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал В.М. Васнецов. Храм славился иконами старинного письма, переданными из Киево-Печерской лавры. Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. В двадцатые годы 20 столетия из храма были вынесены все ценности, а далее последовал арест оставшихся монахов. В списке сосланных на Соловки был певчий хора Гундяев Михаил, отец нынешнего Патриарха Кирилла. В 1935-ом году храм закрыли и в нем устроили склад. В 1961-ом году тут обустроили каток с искусственным ледовым покрытием. Бесценные росписи на стенах сначала побелили, а потом закрасили масляной краской. Воздействие длительного холода и влаги разрушали стены и фундамент исторического строения. В июне 1990-го года храм был возвращен православной церкви. Комиссия, проводившая оценку здания, вынесла вердикт, что оно не подлежит восстановлению. Но было решено восстановить строение в первозданном виде. И уже в 1993-ем году в боковом приделе начались службы. В 1997-ом году начались работы по восстановлению росписи стен. Был установлен иконостас по сохранившимся фотографиям. На звоннице установлены шесть колоколов.




Южный притвор Успенской церкви




Главной темой центрального алтаря является Успение Пресвятой Богородицы







В алтаре храма Успения Пресвятой Богородицы хранится Святой Крест с Частицами Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы, Гроба Господня и с частицами мощей разных святых: пророка Иоанна Предтечи, апостолов Андрея Первозванного и Иакова Зеведеева (I), праведного Лазаря Четверодневного (I), священномучеников Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита (II), святителя Николая Чудотворца (III-IV), великомученика Пантелеимона (III-IV), преподобного Иоанна Дамаскина (VII-VIII) и других святых.
Святой Крест выносится из алтаря для поклонения в дни особо почитаемых праздников.




В храме пребывает образ Божией Матери «Скоропослушница», который написан на Святой Горе Афон. Это точный список с чудотворной иконы (фрески) одной из древнейших обителей полуострова монастыря Дохиар, которая входит в число первых десяти самых почитаемых святынь Афона.
Список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница» расположен справа от амвона. Этот образ особенно почитается прихожанами храма, горожанами и паломниками.
Справа от амвона, в южном приделе храма, освященном в честь Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских, расположен мощевик преподобных старцев Печерских. В нем имеются частицы мощей 82 подвижников




В храме установлена рака с сенью и частицей мощей преподобного Амвросия, старца и чудотворца Оптинского (XIX).
Рядом, в северном приделе храма располагается живописная икона блаженной Ксении Петербургской, небесной покровительницы города.
Икона на подворье примечательна тем, что в правом нижнем углу образа находится частица первоначального гроба угодницы Божией Ксении с часовни Смоленского православного кладбища Васильевского острова.




Икона Божией Матери, именуемая «Спорительница хлебов», написана по благословению старца Оптиной пустыни прп. Амвросия. Этой иконой отец Амвросий, в последние годы жизни, благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери.
Список с чудотворной иконы расположен слева от амвона. В клеймах петербургского списка изображены святые: прп. Антоний Великий, прп. Серафим Саровский, прп. Силуан Афонский и некоторые Оптинские старцы. Этот образ особенно почитается братией монастыря, прихожанами храма, горожанами и паломниками. Перед этим образом молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд.




Тема южного алтаря - Спас Эммануил.










Тема северного алтаря - Архангелы и русские святые,










На внутреннем пространстве купола изображён «Христос Пантократор» с херувимами и серафимами. На парусах находятся образа четырёх Евангелистов.







В храме находится старинная икона афонского письма с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона (III-IV), одного из самых почитаемых в России и мире святых. Икона святого расположена в храме слева от амвона.
На иконе имеется надпись: «Сiя святая икона написана и освящена на АфонѢ въ Русскомъ Св.-Пантелеимоновомъ монастырѢ». Именно на Святой Горе Афон в одноименном соборном храме Русского Свято-Пантелеимонова монастыря хранится честная и многоцелебная глава великомученика.
Также в храме пребывают: икона и мощевик Собора преподобных старцев Оптинских. Святыни расположены слева от амвона. В Собор Оптинских старцев входят 14 преподобных. Их канонизация состоялась в монастыре Оптина пустынь 26 июля 1996 года.




Роспись "Рождество Пресвятой Богородицы" свода над алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы




Роспись "Введение во храм Пресвятой Богородицы" свода над алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы




Роспись "Благовещение Пресвятой Богородицы" свода над алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы




Роспись "Успение Божией Матери" свода над алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы




Лики святых внутри храма (фото из интернета)

























Роспись в церкви Успения Пресвятой Богородицы







Роспись "Спас и архангелы" притвора церкви Успения Пресвятой Богородицы




Роспись "Пресвятая Богородица, Архангелы Михаил и Гавриил>" притвора церкви Успения Пресвятой Богородицы







В день, когда мы были, проходило таинство Венчания




Я считаю что этот храм по архитектуре и убранству самый красивый в Санкт-Петербурге. Для паломников и туристов - обязательное место посещения.

искусство, #рассказ, церковь, экскурсия, музей, история, #дизайны, #искусство, #лепнина, #украшение, нравится, достопримечательность, интерьер, #архитектура, #религия, узор, #путешествие, храм, #музей, #творчество, творчество, #достопримечательность, дизайны, религия, #Россия, #храм, путешествие, #экскурсия, архитектура, памятник, #нравится, лепнина, #памятник, #Петербург, #церковь, украшение, Петербург, #история, #интерьер, Россия, рассказ, #узор

Previous post Next post
Up