Черногорский алфавит. Достопримечательности. Буква Е. Церковь Святого Евстафия в Доброте.

Aug 15, 2017 17:16

Католическая церковь Святого Евстафия отличается роскошным барочным стилем и богатым внутренним убранством, а ее появление в таком виде стало возможным благодаря экономической поддержке известных капитанских семей. Интерьеры, инвентарь и коллекция прочих сокровищ храма стали свидетельством возросшего экономического могущества поселения Доброта на рубеже XVII-XVIII веков.
Этот храм является одним из самых красивых и интересных религиозных сооружений Боки Которской. Он построен в 18 столетии по проекту венецианского архитектора Бартоло Ривьере, неподалеку от берега Адриатики, в северном конце Доброты.




Ранее, чуть ниже, в Доброте также был храм посвященный Великомученику Евстафию. Точная дата его строительства неизвестна, а в письменных источниках он впервые упоминается в 1332 году. Несколько столетий спустя, в 1753-м, было принято решение о формировании нового прихода во главе с церковью Святого Евстафия, так как первый храм, вмещавший всего около полусотни верующих, стал слишком мал для разросшейся церковной общины, которая составляла более 500 человек.
В августе 1762 года в новом месте, повыше первой церкви, началось его строительство. Первый камень был заложен инициатором постройки, местным приходским священником. Целью было создать не просто большее по своим размерам здание, но и более красивое, величественное и впечатляющее. Оно должно было олицетворять как экономическое процветание населенного пункта, так и христианскую добродетель и веру его обитателей.
Строительство храма потребовало немалых вложений, но деньги были найдены благодаря щедрым пожертвованиям местных жителей, среди коих числились в основном известные и богатые капитанские семьи Доброты: Дабиновичи, Трипковичи, Ивановичи, Косовичи, Радимиры. Кроме того, свой вклад сделали два церковных братства - Святого Креста и Святого Розария.
После окончания строительства в 1772 году службы стали проводиться в новой церкви, а первый храм, освященный в честь Св. Евстафия, был оставлен. Он перестал существовать около 1836 года.

Главный вход на территорию комплекса располагается на набережной - там, за воротами, находится каменная лестница с балюстрадой, выводящая к центральным дверям церкви. Попасть внутрь так же можно через одну из боковых калиток, находящихся чуть повыше, прямо возле здания.
Архитектурный стиль церкви - барокко. Ее длина 36 метров, ширина и высота равна одному и тому же значению - 16,5 метров. Здание построено как однонефный храм без апсиды. Квадратная колокольня - узкая, высокая, изящная, является главным украшением экстерьера церкви. Кампанила появилась уже после окончания строительства и освящения храма. Она отлично вписалась в ансамбль, несмотря на то, что оформили ее в другом стиле - неороманском.
В 1795 году был заложен фундамент колокольни и заказан камень с острова Корчула. Однако дальше этого дело не продвинулось, настоящее строительство было начато только осенью 1824 года (и именно эта дата зафиксирована на памятной табличке над входом в башню). Колокольня возводилась в три этапа, финальной частью строительства руководил инженер и архитектор Милан Карловац. Далее возникли финансовые трудности, так что достроили кампанилу лишь несколько десятилетий спустя, в 1903 году. Верхний уровень башни украшают бифоры и карнизы, завершает его пирамидальный шпиль со скульптурой Архангела Михаила, взирающего на окрестности с высоты 37 м. Снизу Архангел кажется не слишком-то большим, однако на самом деле высота белокаменной статуи составляет 2,5 метра. На вершину колокольни ведет лестница из 97 ступеней, но доступ для простых посетителей на эту площадку закрыт. Внутри башни висят три колокола, отлитых в 19 столетии в Падуе. Самый большой из них имеет диаметр 870 мм и вес 360 кг.
На входе в церковь Святого Евстафия стоит высокая каменная чаша с освященной водой. Над центральными дверьми расположены хоры. Основу внутреннего убранства составляют 7 алтарей. Все они выполнены из мрамора в барочном стиле и украшены, по большей части, работами венецианских мастеров.
Самым красивым и наиболее ценным считается беломраморный алтарь Богоматери Розария. В центре изображена Богородица с маленьким Христом, вокруг нее разместили 15 медальонов. Эти алтари также появились благодаря местной знати, финансировавшей постройку новой церкви.
Второй алтарь из красного мрамора. Центральное место на нем занимает картина, написанная Константином Цедини. Антепендиум, украшенный рельефом с библейским сюжетом.
Алтарь Святого Креста, подаренный семьей Иванович. Он выделяется среди прочих своим деревянным распятием, считающимся самым старым произведением сакрального искусства в данном храме. Точная дата его создания неизвестна, но есть основания полагать, что оно было вырезано в 15 веке хорватским мастером Юрием Петровичем и ранее находилось на главном алтаре средневековой, ныне несуществующей, церкви в Люте (поселке, граничащем с Добротой).
Центральный алтарь выполнен из зеленого, белого и красного мрамора, датируется 1772 годом. Это общий дар всех семейств. Слева на нем установлена скульптура святого Евстафия, справа - мраморная статуя святой Елены с крестом. Скульптуры выполнены венецианским мастером Джузеппе Бернадия.
Пресбитерий (или пресвитерий - пространство перед центральным алтарем отделенное от нефа, куда могут заходить только священники и церковнослужители или министранты) имеет довольно необычный для местных храмов вид - он украшен мозаикой. Эта работа была выполнена относительно недавно, в 1990 году, популярным хорватским художником (и, между прочим, атеистом) Эдо Муртичем. Композиция занимает общую площадь 300 квадратных метров. Над алтарем на латинском выведена тема изображения: "Gratias ago tibi domine quia fui hoc mundo" - "Спасибо Тебе, Боже, что я был в этом мире".
Стены церкви Святого Евстафия украшают картины. Среди них - традиционные сцены крестного пути Иисуса. Эти полотна принадлежат кисти Антуна Франческо Солимана. Потолок церкви декорирован картинами, появившимися в 1932 году. На них хорватский художник Йозо Клякович изобразил жизнь и мученичество Святого Евстафия, а также его семьи - жены и двоих сыновей. Из-за своей стилистики эти картины, как и мозаика - весьма необычное и оригинальное решение в оформлении храма, спорно сочетающееся с остальными элементами в духе барокко. Центральное изображение имеет длину 7 метров и ширину 2,5 метра. Оно показывает сцену обращения в христианство Евстафия. По преданию, однажды на охоте он увидел меж рогов оленя образ распятого Иисуса и услышал божий глас, говоривший с ним. После этого Евстафий уверовал и, вернувшись домой вместе со своей семьей, принял христианство.
Эта, тринадцатая картина, была нарисована гораздо раньше остальных, в 18 веке. Она создана не Кляковичем, а другим мастером. Автор работы доподлинно неизвестен, приписывают произведение местному художнику Петару Косовичу. За церковью находится небольшое кладбище, огороженное от улицы довольно высокой каменной стеной. Внутрь ведут массивные ворота.

Башня и церковь серьезно пострадали во время землетрясения 1979 года. В 1997 году большая часть здания была восстановлена, но в целости и сохранности оно простояло недолго. В колокольню трижды попадала молния: в 1993, 1997 и 2000 годах, что нанесло ущерб не только ей, но и крыше храма и его интерьеру. В результате к началу нынешнего века церковь пребывала не в самом лучшем состоянии. В 2000 году она была закрыта и на некоторое время оставлена, территория вокруг начала зарастать кустарниками и травой. Но в 2007-м был основан Фонд восстановления церкви Св. Евстафия, благодаря усилиям которого здание было реконструировано как внутри, так и снаружи.
Сегодня церковь является действующей, Мессы проводятся по воскресеньям и праздничным дням в 10:00. В остальное время храм, как правило, закрыт.

Черногория, #достопримечательность, #Черногория, достопримечательность, #путешествие, путешествие, творчество, #творчество

Previous post Next post
Up