По желанию великого князя Павла Петровича, часть лесного массива на северо-западе от Дворцового парка решено было превратить в отдельный парк, который получил название «Сильвия».
В отличие от пейзажного, этот сад имел регулярную планировку, отделялся от Дворцового каменной оградой, и войти в него можно было через Сильвийские ворота.
Архитектурный проект Винченцо Бренны воплотил в камне Кирьян Пластинин. Строительство началось в 1792 году и длилось два года.
Со стороны Дворцового парка во фронтон встроена медная доска с надписью “Сильвия”. С обеих сторон к воротам примыкает хорошо сохранившаяся стена, сложенная из пудостского известняка.
Основным украшением Сильвийских ворот является
горельефная маска лесного жителя, ставшая символом Гатчинского дворцово-паркового ансамбля.
Неизвестный скульптор с удивительным мастерством выполнил из камня таинственное и отрешенное мужское лицо, одухотворенное и загадочное одновременно. Широкие скулы, крупные кольца кудрей, маленькая бородка, плотно сжатые губы, неподвижный взгляд производят неизгладимое впечатление.
Маска служит замковым камнем, одновременно отмечая среднюю часть арки.
К сожалению, история не сохранила для нас ни имени мастера, ни имени его «натурщика».
Сильвийские ворота привлекают не масштабностью и монументальностю, а скорее таинственностью и поэтичностью.
Ворота служат своеобразным приглашением гостей в романтическую пейзажную «Сильвию».
Металлические створки ворот выполнены в виде копий, перевязанных в трех местах такими же металлическими полосами.
Благодаря счастливой случайности за свои более чем 200 лет существования Сильвийские ворота почти не пострадали. И сейчас мы можем любоваться одним из наиболее удивительных архитектурных сооружений Дворцового парка.