Почему марш Мендельсона для ослов

Nov 18, 2017 10:03


Всем известный свадебный марш опровергает не менее известную поговорку: любовь зла - полюбишь и козла. На его месте должен быть … осёл. И хотя обидная суть от перестановки парнокопытного животного с непарнокопытным не меняется (а может даже и усугубляется) - с исторической, литературной и музыкальной точек зрения именно осёл олицетворяет церемонию, проводимую под звуки Мендельсона. Так уж сложилось, что в данном случае плохо выглядит жених, тогда как для невесты ситуация со всех сторон "ровная". Объясняю почему…





«Немецкий композитор» Феликс Мендельсон, также как и позже - «русский художник» Левитан - родился в еврейской семье. Мальчик оказался талантлив, плюс получил хорошее музыкальное образование, плюс личное знакомство с тогдашними «продвинутыми» людьми (подробности, не относящиеся к теме, пропускаю). В общем, всё шло к тому, что Феликс станет «хитмейстером». Ещё совсем молоденьким, 17-летним пареньком он пишет увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Но это был лишь первый музыкальный «эскиз», который Мендельсон значительно позже "доработал", дополнив 10 частями и превратив в сюиту. И вот 14 октября 1843 года под сводами Потсдамского дворца впервые грянула «Ослиная свадьба».

Для тех, кто не видел «Сон в летнюю ночь», рассказываю. В этой пьесе Шекспира несколько сюжетных линий и одна из них - ссора царя эльфов с супругой. Разгневанный муж даёт поручение подчиненному «залить глаза» волшебным зельем негоднице, чтобы та, влюбилась в первого же попавшегося, когда проснётся.

«Первым попавшимся» стал осёл, вернее ремесленник с головой осла. Позже она «прозревает», то есть расколдовывается, ужасаясь «Твою мать, что я наделала, где были мои глаза, за кого я вышла!» своему выбору и возвращается обратно к царю-супругу. Однако в состоянии «помрачения»  успевает обручиться с «животным». Последний, кстати, решает - ему всё приснилось - ну да, что с осла взять!

Скорей всего Мендельсон рассуждал примерно в том же музыкальном ключе: помпезная мелодия, более напоминающая начало атаки, должна была подчеркнуть весь идиотизм комедии положений. Осёл, женящийся под военный марш на «ослеплённой» дурочке!

Но, как же получилось, что издевательство Мендельсона потом стало, чуть ли не его благословением? Первый раз не в театральной обстановке сочинение Феликса прозвучало для молодоженов спустя четыре года после премьеры. Вряд ли, провинциалы из небольшого городка Тивертон знали досконально творчество Шекспира. Наверное, сработал метод «случайного тыка»: «Дорогая, я на досуге услышал отличную музыку, давай под неё поженимся!» Естественно, полноценной "раскрутки" такой «пиар» не принёс.

Зато, 25 января 1858 года бракосочетались кронпринц Пруссии Фридрих Вильгельм и британская принцесса Виктория Аделаида. Английская Вика самостоятельно искала музыкальное сопровождение и нашла: под оперу Вагнера «Лоэнгрин» её вели алтарю, а под Мендельсона новобрачные выходили из церкви. И родилась мода! С тех пор, на свадьбах по всему миру звучат обе мелодии, но побеждает с большим отрывом, конечно же, Мендельсон. Не удивительно, если сказать пару слов о сюжете оперы «Лоэнгрин»: в финале невеста не верит жениху, тот оставляет её, и она умирает от горя.

Мораль: лучше жить с ослом, чем умереть «брошенкой». А вот мужики в обеих историях выглядят скверно.

история, музыка, забавное

Previous post Next post
Up