Ну что, пришла пора наконец-то открыть жестокую и беспощадную правду. Согласно штатного расписания Главного управления лагерей, трудовых поселений и мест заключений НКВД СССР (Государственный архив: ГАРФ. Ф. 9423. Оп. 35. Д. 8. Лл. 27−44) во всех отделах (от секретариата и радиостанции до сектора рыбного хозяйства) и по должностям, начиная от начальника управления и заканчивая инспектором вещевого довольствия, насчитывалось 634 человека. По факту чуть менее, ибо не все вакансии были заполнены одномоментно, как, впрочем, и в любой конторе.
Причём, это перед «пиком» репрессий - по приказу от 15 апреля 1937 года подписанному заместителем начальника ГУЛАГ НКВД СССР дивинтендантом Плинером. А, к примеру, в ноябре 1930 года штат УЛАГ ОГПУ - обратите внимание на другую аббревиатуру - составлял 96 человек (ЦА ФСБ Ф. 66. Оп. 1а. Д. 21. Лл. 327−330).
Впервые упоминание о ГУЛАГе (с добавлением слова «главное») появилось в приказе ОГПУ № 73−37 от 15 февраля 1931 года. А перестали употреблять эту аббревиатуру после 1956 года, в связи с реорганизацией. В общем, не было «заключённых в ГУЛАГе» и пройти «миллионы через ГУЛАГ» физически не могли - это же управление, офис, как сказали бы теперь. А з/к находились в «лагерях и местах заключения».
Не сомневаюсь в возмущении бестолковок, мол, как ты смеешь! Смею что? Растолковывать буковки, признанные сакральными и культовыми? Превращённые в символ, в бренд GULAG, наряду со «Sputnik» (тем, который в 1957 году), но только с противоположным знаком и до сих пор почитаемым "зарубежными партнёрами"?
Вон совсем недавно российский музей истории ГУЛАГа получил Музейную премию Совета Европы 2021 года. Торжественная
церемония прошла в Страсбурге 22 июня. На ней президент ПАСЕ Рик Дэмс вручил директору музея Роману Романову диплом и награду - бронзовую статуэтку Жоана Миро «Женщина с прекрасной грудью» (La femme aux beaux seins). «Женщина с прекрасной грудью» - это хорошо, кабы не в день начала Великой Отечественной войны, так что не надо меня стыдить «за ГУЛАГ».
Тут ведь ещё какой вопрос, а почему «история ГУЛАГ»? Вне всякого сомнения, прошлое нуждается в изучении-осмыслении. И без эмоций не обойтись, особенно обладая «послезнанием», оглядываясь с более высокой ступеньки. Сочувствие к любой несправедливости присуще людям, ибо справедливость - это баланс, нарушение которого грозит их существованию.
Однако осужденные и заключённые в наших широтах не с ГУЛАГом появились. Даже солженицынский «архипелаг» - аллюзия к чеховскому «Остров Сахалин», вот бы и создавали не «музей истории ГУЛАГ», а, допустим, «истории отечественных тюрем». И там специальный отдел, посвящённый сегодняшнему ФСИН - или нет у нас сейчас «мужиков, сидящих за курицу»? Или «дело Голунова» ничему не научило?
У Александра Исаевича в его «Архипелаге» перечислено 257 фамилий, которые, цитирую Солженицына «дали в рассказах, воспоминаниях и письмах материал для этой книги». Неужели, для отдела ФСИН гипотетического «музея тюрем» столько же не наберётся, неужели какие-нибудь Ходорковский, Удальцов, Навальный, Дёмушкин и т. д. не расскажут, как они сидели и за что? Или оное будет уже противоречить «концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий», по которой и действует «Музей истории ГУЛАГ»?
Возразят: ну ты сравнил «нонеча и давеча»! А я не о масштабах, хотя представьте, если бы советским репрессированным уделялось бы в «не переписываемой» истории столько же места, сколько они составляли в пропорции к доле тогдашнего населения. Ну не рассказывают в большой семье об одном родственнике, даже и несправедливо пострадавшем, 80% времени, распределяя остаток на остальных. А если и рассказывают, то это уже навязчивая паранойя, нуждающаяся в помощи специалистов.
Но речь сейчас всё же про другое. По одному из определений, «бренд» - это «комплекс представлений, мнений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик в сознании потребителя; ментальная оболочка продукта или услуги, абстракция». Абстрактный бренд «ГУЛАГ» для СССР оказался конкретным комплексом - пострашнее ракетного, и избавится от «представлений и ассоциаций» лучше поздно, чем вообще никогда.
Иначе туземцы со своим карго-культом так и останутся периферийной диковинкой цивилизации. ГУЛАГ - это всего лишь Главное Управление пенитенциарной системой, присущей любому государству, начиная с древнего мира. Для тех, у кого ГУЛАГ - святая абстракция, заклинание и алтарь, рекомендую в качестве «декомпрессии» пересмотреть Дудя.