В Брюсселе есть такие уголки, откуда даже не хочется уходить. Вопреки нытью проезжих путешественников, для которых Брюссель не представляет интереса (на самом деле, им просто лень отойти на пару сотен шагов от площади Гран-Пляс), тут обнаруживаются столь неповторимые места, которым можно позавидовать. Тем более. что народу тут, как правило, куда меньше, чем в Париже или Амстердаме, с которыми Брюссель обычно сравнивают. Одно из таких мест буквально в ста метрах от королевского дворца и музеев искусств, на холме Саблон. Это практически идеальный парк, замкнутый с одной стороны дворцом Эгмонта, а с другой шедевральной церковью 15-го века Собором Божьей матери Саблонской.
1. Собор Саблонской Божьей Матери считается шедевром средневековой архитектуры. он строился почти полтора века, с 1400 по 1549 год, и включил в себя все элементы как средневековых стандартов строительства, так и местные фламандские стили. Вообще, в Брюсселе со средневековыми соборами ситуация гораздо лучше, чем в Париже, где Собор Норт-Дам, Сен-Себастьян, монастырь Клюни или часовня Сен-Шапель были разгромлены и представляют собой восстановленные и весьма невыразительные, хоть и весьма раскрученные здания. В Брюсселе же древние соборы на каждом шагу, кафедральный храм Святого Михаила и Гудулы гораздо масштабнее и монументальнее парижского Нотр-Дама, хотя и построен одновременно, но стереотипы почему-то упорно работают в пользу Парижа.
2. Фрески внутри собора, витражи и порталы снаружи были изготовлены в 1435 году, а внешнее убранство обновлено и дополнено в 17-м веке.
3. При этом собор совершенно свободен в доступе, как и все остальные храмы Брюсселя. Никто тут платы за вход не берет, в отличие от Парижа.
4. Отсюда рукой подать до гигантского монументального Дворца Правосудия, но на счастье, он не нависает над Саблоном и не заслоняет его.
5. Сам парк Пти-Саблон прекрасен при любой погоде, хоть в холод и дождь, хоть в жару и под палящим солнцем.
6. Особенно замечательны его многочисленные фигуры на исторические темы древней бельгийской истории, установленные на высоченных постаментах в 19 веке.
7. Лес этих фигур, изображающих то рабочих, то мастеровых, то аристократов, отражает еще одно свойство Брюсселя: тут не только любят городскую скульптуру, которой рассыпано великое множество по всему городу, но и любят удивить ее необычностью и оригинальным решением.
8. Тут же выгуливают собакенов.
9. Когда-то так выглядел и Париж, с такими средневековыми крышами, пока в 19-м веке его не снесли до основания, перестроив весь центр.
10. Итак, собор замыкает перспективу с одного угла площади и как бы является естественной границей Пти-Саблона.
11. Его громада нисколько не портит перспективу и не загораживает собой парк с множеством небольших скульптур.
12. Фигуры на постаментах тянутся по всему периметру.
13. Заглядывают в чужие окна.
14. И стоят на страже тишины и спокойствия в городе.
15. Караулят апартаменты аристократов.
16. И прячутся в зарослях.
17. В центре парка, перед замыкающим с другой стороны план Пти-Саблона стоит огромный памятник графам Эгмонту и Горну, борцам за независимость Фландрии от испанского владычества, казненных за это испанским герцогом Альбой на площади Брюсселя Гран-Пляс в середине 16-го века.
18. Собственно, особняк графа Эгмонта находится точно с другой стороны парка за оградой.
19. Сады Саблона представляют собой отлично подстриженный лабиринт, где в тени деревьев хорошо отдыхать в жару.
20. С определенного ракурса кажется, что никаких оживленных дорог и многолюдных улиц тут вовсе нет рядом.
21. С другой стороны от парка, за памятником Эгмонту и Горну тоже стоят памятники героям нидерландской и фламандской истории.
22. Все скульптуры сделаны столь тщательно и натуралистично (в стиле 19-го века), что кажется, будто они живые.
23. Помните сказку о Путешествии Нильса с дикими гусями. Вот примерно так и выглядела встреча Нильса с железным королем посреди спящего города.
24. В тени деревьев и зарослях плюща затерялся среди прочих памятник средневековому картографу Меркатору, который тоже родился и жил в будущей Бельгии.